В условиях реформирования отрасли организационная культура предприятия является одним из важнейших направлений кадровой работы на предприятиях ж.д. транспорта, обеспечивающий эффективное управление человеческими ресурсами. ОК является составляющей социального капитала предприятия. В последние годы управленческие службы не только изменили отношение к культуре организации, но и заняли активную позицию в использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, адаптивности, эффективности производства и управления.
Наличие организационной культуры общепризнанно, так же как и ее влияние на работу предприятия. Чем выше уровень организационной культуры, тем в меньшей степени персонал нуждается в директивах, наставлениях детальных схемах и подробных инструкциях. Кроме того, чем выше уровень культуры организации, тем выше ее престиж и конкурентоспособность. Организационная культура рассматривается как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать преданность, облегчать общение.
Исходя из этого сновной целью дипломного проекта было изучение сложившейся организационной культуры и разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры Локомотивного депо Новосибирск Западно-Сибирской железной дороги.
Для реализации целей диплома нами были определены теоретические, методические и практические задачи:
1) Изучены теоретические материалы, посвященные проблемам организационной культуры.
2) На основе проведенного контент-анализа по организационным вопросам выявлены актуальные проблемы организационной культуры.
3) Проведен статистический анализ производственной, финансово-экономической деятельности Локомотивного депо Новосибирск.
4) Разработана программа и методика эмпирического исследования организационной культуры.
5) Проведено исследование сложившейся организационной культуры Локомотивного депо Новосибирск, выявлен ее уровень, определены сильные и слабые стороны.
6) На основе выявленных проблем сформулированы рекомендации по совершенствованию организационной культуры исследуемого предприятия.
Объект исследования – Локомотивное депо Новосибирск Западно-Сибирской железной дороги.
Предмет исследования – сложившаяся организационная культура Локомотивного депо Новосибирск Западно-Сибирской железной дороги.
Используемые методы исследования: анализ литературы на данную тему, метод включенного наблюдения, контент-анализ периодических изданий по вопросам организационной культуры, анализ статистических данных деятельности организации, сравнения и обобщения, а так же такие социально-психологические методы, как опрос (изучение сложившихся в организации правил и традиций), анализ документации, интервьюирование, анкетирование, тестирование (тесты: «Пульсар», «Изучение социально – психологического климата коллектива», «Определение культуры взаимоотношений», «Определение уровня организационной культуры», «Диагностика организации по главным параметрам организационной культуры»).