Специфика реализации образовательной программы в лицее ИГУ

В лицее ИГУ осуществляется обучение учащихся 9-11 классов города Иркутска, способных к восприятию более углубленных, «продвинутых» учебных программ по основным школьным дисциплинам и ориентированных в дальнейшем на продолжение образования в Иркутском государственном университете. Необходимость комплексного подхода к организации образовательного процесса для таких учащихся требует от педагогического коллектива решения ряда проблем. Обозначим здесь наиболее важные из них.

Учащиеся девятых классов приходят в лицей более чем из тридцати школ Иркутска, поэтому нельзя говорить о некотором едином уровне и объеме знаний учащихся, закончивших восьмой класс, так как вариативность учебных программ и учебных планов предполагает некий стандарт знаний только к окончанию основной школы. В лицее успешно реализуется программа адаптации учащихся к условиям обучения в лицее. Она включает в себя мероприятия адаптации по нескольким направлениям. В первую очередь это психолого-валеологическое обеспечение учебного процесса во вновь сформированных учебных группах. Во вторых, это комплекс учебных программ по основным школьным дисциплинам и специальным курсам, позволяющих обеспечить стандарт образования к окончанию девятого класса. В третьих, это система научно-методической работы с педагогическим коллективом, направленная на совершенствование педагогических технологий, реализуемых в образовательном процессе. В четвертых, эта система внеклассной работы, позволяющая решать задачи профессиональной адаптации учащихся девятых классов, стоящих перед выбором профиля класса на третьей ступени обучения.

Третья ступень обучения (10-11 классы) в лицее ИГУ предполагает профильное обучение: физико-математическое, экономическое, гуманитарное и естественно-научное. Для успешного обеспечения учебного процесса в профильных классах лицея ИГУ решаются задачи разработки концепций преподаваемых предметов, согласованности по принципу взаимодополняемости учебных программ профильных предметов с программами спецкурсов и факультативов, создания сквозных авторских и адаптированных учебных программ, обеспечения программ авторскими учебными пособиями и методическими указаниями.

Особенностью организации учебного процесса в старших классах является проведение учебных занятий по профильным дисциплинам и спецкурсам по подгруппам преподавателями университета, что позволяет обеспечить дифференцированный подход в обучении, преемственность обучения в лицее и университете, скорректировать учебные программы с требованиями вступительных экзаменов в университете, органично вести профориентационную работу с выпускниками лицея.

Существенной особенностью организации учебного процесса в лицее является вовлечение учащихся, начиная с девятого класса, в научно- исследовательскую и научно-практическую работу. Написание курсовой работы по свободно выбранной учащимся теме является обязательным элементом обучения. В лицее разработана и успешно внедрена система организации этого вида деятельности, по итогам которого в лицее проводится ежегодная научно-практическая конференция учащихся, где на двадцати секциях заслушивается более двухсот докладов учащихся лицея и приглашенных детей.

Качество учебного процесса в лицее позволяет отслеживать система мониторинга качества обучения, разработанная и успешно действующая в лицее. Она включает в себя проведение четырех промежуточных аттестаций (как правило за две недели перед окончанием четверти), две экзаменационные сессии по окончании полугодия, проведение двух срезов знаний (кафедральные в октябре-ноябре и административные в марте- апреле), проведение анкет «учитель глазами ученика» по различным методикам, анкетирование по выбору спецкурсов и факультативов, по выбору профиля класса, по проблемам организации учебного процесса, проведение классно-обобщающего контроля и т.п. Полученные результаты анализируются, сопоставляются и учитываются при организации образовательного процесса.

Большое внимание в лицее обращается на работу с одаренными учащимися, направленную на подготовку к их участию в олимпиадах и конкурсах. Созданная система индивидуальной работы позволяет вести непрерывную подготовку таких учащихся в условиях личного и командного выступления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector