МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ

Моделирование – общенаучный метод познания, используемый как в криминалистической науке, так и в следственной, экспертной и судебной практике, когда, например, прямое исследование фактов, происшедших в прошлом, затруднено. При моделирование для исследования объекта (явления) используется не сам объект (так как часто это не представляется возможным), а заменяющая его модель.

Реализация данного метода познания заключается в построении и изучении модели каких-либо явлений, процессов, объектов или их системы для тщательного исследования.

Криминалистическая модель представляет собой искусственно созданную систему, воспроизводящую с определенной степенью сходства заменяемый ею объект, явление или процесс, связанный с исследуемым преступным событием. Изучение и проверка модели позволяет получить новые знания об оригинале и использовать их для решения поставленных перед правоохранительными органами задач по раскрытию и расследованию преступлений.

Криминалистические модели подразделяются на материальные, воспроизводящие объект в материально – фиксированном виде, и мысленные, воспроизводящие объект (явление) в сознании человека.

Как показала практика расследования уголовных дел, наиболее часто в деятельности правоохранительных органов используются мысленные модели. Мысленная модель объекта, явления или процесса, являясь системой информации, а также средством получения новой информации об этом объекте (явлении), способна в ходе исследования заменить оригинал. Она может быть материализована в виде схемы, макета, чертежа или описания.

Моделирование при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства используется для проверки имеющихся и получения новых доказательств, выдвижения и исследования версий в тех случаях, когда непосредственное изучение объекта, явления или процесса, связанного с преступным событием, невозможно или нецелесообразно. Зачастую, изучив предварительный материал о происшедшем событии, необходимо определить:

— имело ли место преступление или проступок;

— уголовно-правовую квалификацию деяния правонарушителя;

— пути розыска его и похищенного им имущества и т.д.

Поскольку использовать отсутствующие объекты или исследовать происшедшее в прошлом явление невозможно или нецелесообразно, следователь (иные участники уголовного процесса, судья) прибегает к моделированию. Приемы моделирования при расследовании различны – это мысленное моделирование, материальная реконструкция (обстановка места происшествия до совершения преступления), математическое моделирование, изготовление муляжей и слепков, воссоздание происшедшего явления и фиксация его с помощью фото-, кино-, видеосъемки и т.д.

Модели объектов могут использоваться наряду с оригиналом. В этом – одна из особенностей моделирования в расследовании.

Создание (выбор) и использование любой материальной, знаковой, математической или другой модели опосредованной мысленным моделированием. В свою очередь, по мнению И.М. Лузгина, мысленные модели – представления могут проверяться и с помощью других видов моделирования (1. С.11).

Создание и изучение моделей способствует проверке и получению новой информации; позволяет исследовать и объяснить связи между фактами и явлениями,  механизмом совершенного преступления и образовавшимися последствиями; вскрыть взаимосвязь и взаимообусловленность между действиями как прямых, так и косвенных участников преступного события и т.д.

Необходимо отметить, что природа мысленного моделирования достаточно сложна, но с учетом задач предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу интерес представляет рассмотрение мысленной модели объекта (явления) в качестве образного информационного представления, имеющего определенное сходство с действительностью. Главной отличительной особенностью мысленных моделей является их свойство быть аналогами некоторых, еще не познанных обстоятельств, скрытых связей и т.д.

Исходя из того, что мысленная модель по своей форме – это психический образ, а в гносеологическом плане – средство получения нового знания, и что она является более или менее полным воспроизведением оригинала и отражает его определенный уровень, И.М. Лузгин пришел к выводу, что такая модель:

— формируется для решения специальной познавательной задачи, связана главным образом с опосредствованным исследованием объектов;

— подобно материальной модели, является системой, но системой мысленных элементов;

— при определенных условиях оценивается как вероятное или достоверное знание;

— допускает различные преобразования в форме мысленного эксперимента, сравнения с чувственно воспринимаемыми фрагментами действительности, анализа и синтеза;

— может быть материализована в виде схемы, плана, рисунка, макета, формулы, описания;

— в познании выполняет функции отражения, интерпретации фактов, наглядного выражения мысленных представлений, замены оригинала, опосредствованного источника информации ( 1. С.75).

Объектами криминалистического моделирования могут быть различные обстоятельства, условия и состояния, которые допустимо подразделять на познаваемые объекты (явления) и объекты (явления), выступающие в качестве средств познания (8. С.163).

Среди них можно назвать такие объекты, процессы и явления, как конкретное преступление и его механизм, отдельные элементы механизма совершенного преступного события ( прежде всего действия преступника или деятельность преступной группы или преступной организации), поведенческие акты потерпевшего и других участников преступного события, обстановка места происшествия, внешние признаки отсутствующих участников или очевидцев преступления, орудия или средства совершения, похищенное имущество и другие объекты, связанные с исследуемым событием и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector