Установить причинно-следственные и другие связи между элементами механизма совершенного преступления и преступными последствиями

Реализуя различные качества ретроспективной модели, следователь, как правило, использует ее, замещая исследуемое явление и его механизм, чтобы получить новую информацию об этом преступлении, его участниках и их действий и движений. Такое замещение ретроспективной моделью своего аналога – изучаемого события – реализуется логически с помощью сопоставления с различными источниками информации, мысленного эксперимента, абстрагирования. В этом случае мысленная модель становится информационным фондом и тем средством, которое способствует установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей между элементами механизма преступления, виновного лица, а также, в целом, установлению объективной истины по уголовному делу и быстрому и эффективному раскрытию преступления.

Установить причинно-следственные и другие связи между элементами механизма совершенного преступления и преступными последствиями, между расследуемым событием и местом происшествия, сформировать идеальную модель механизма преступления, невозможно без абстрактного мышления, присущего высокой степенью познания. Оно подчиняется общим законам гносеологии, законам и категориям материалистической диалектики, законам тождества, противоречия,  исключения третьего, достаточного основания и другие, которые в ходе исследования обстоятельств совершения преступления и их последствий, в ходе создания и использования модели механизма совершенного преступления находят свое проявление в восхождении от живого ощущения, восприятия и в целом созерцания к абстрактному мышлению. Абстрактное мышление позволяет с определенной точностью подойти к фиксации свойств и качеств исследуемого оригинала – совершенного преступления – в обвинительном заключении по уголовному делу и в последней, наиболее приближенной к оригиналу, мысленной модели механизма преступного события.

Второе направление мысленного моделирования – это перспективное моделирование. Оно получает свое выражение в плане расследования – концентрированном представлении следователя о конкретных путях, средствах и методах выявления, собирания, исследования и использования доказательств для установления истины по делу. Перспективная модель как и ретроспективная, имеет то же основание – фактические данные об исследуемом событие, полученные при производстве следственных и иных действий, а также специальные познания и опыт следователя. Это направление мысленного моделирования в расследовании преступления тесно связано с изучением объективно сложившейся системы противоправных, общественно опасных действий (бездействий) правонарушителя взаимосвязанных с действиями других ( как прямых, так и косвенных) участников преступного события, и их последствий в конкретных условиях места и времени. Вероятно, не будет ошибкой утверждать, что мысленная ретроспективная модель механизма преступления отображает указанную криминальную ситуацию. А это приводит к выводу о том, что ретроспективное и перспективное моделирование тесно связано между собой, а их расчленение можно производить только условно и только в научных и практических целях.

Так, при ретроспективном моделировании значимая информация извлекается посредством изучения модели механизма преступления, заменяющей реальный объект (явление). Возникающая при этом система мысленных представлений, понятий, суждений о механизме расследуемого события неразрывно связана с соображениями о способах установления истины, которые получают свое выражение в другой мысленной модели – плане работы по делу.

Формирование мысленной модели расследования сопровождается одновременным отображением хода и результатов непосредственного расследования. По мнению Г.А. Густова перспективное моделирование «повышает результаты поисковой деятельности, оптимизирует организацию управления процессов расследования и позволяет сократить его сроки, улучшает раскрываемость преступлений, обеспечивает полноту, всесторонность и объективность расследования (2. С.68-69).

В процессе перспективного моделирования следователь четко формирует все промежуточные цели и задачи, ведущие к достижению основного результата следственной деятельности. Моделирование помогает наглядно представить преемственность между первоначальным и последующим этапами расследования. Следователь, определив перечень и очередность следственных действий, оперативно-розыскных и организационных мероприятий, а также криминалистических операций или комбинаций, составляющих первоначальный, последующий и заключительный этапы расследования, заблаговременно определяет или предполагает о возможных конфликтных или неблагоприятных следственных ситуациях.

Третье, текущее, направление обращено к непосредственному рабочему дню следователя, когда он моделирует предметы объекты, явления, процессы, происходящие вокруг него, но в различных местах. Например, производство оперативно-розыскных действий по его поручению, допрос участника преступного события его коллегой в соседнем кабинете и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector