Мысленное текущее моделирование получает свое выражение в настоящей, действительной практике и творческой деятельности следователя по дальнейшему обнаружению

Мысленное текущее моделирование получает свое выражение в настоящей, действительной практике и творческой деятельности следователя по дальнейшему обнаружению, исследованию и использованию доказательств. Применение его создает возможность для регулярного и оперативного обеспечения участников расследования своевременной и исчерпывающей информации о фактическом положении дела в данный день расследования, облегчает корректировку частных планов в отношении к полученным результатам, чем гарантируется динамичность процесса планирования и расследования в целом.

Моделирование механизма совершенного преступления до достижения оптимальной схожести с оригиналом проходит несколько стадий, соответствующих определенным стадиям предварительного расследования и судебного разбирательства. По мнению И.М. Лузгина, первоначально создается некоторая схема ситуации, ее мысленный эскиз. Постепенно она наполняется конкретным содержанием за счет поступающей информации. При этом модель не остается пассивным ее «аккумулятором», наоборот, она выполняет ориентирующую и эвристическую функцию, помогая в отборе фактов, мобилизует опыт и знания, активизирует аналитическую деятельность, способствует уточнению проблемной ситуации, помогает определить пути ее решения, обостряет оценочную деятельность.

В итоге развития мысленная модель способствует наиболее полному отражению изучаемого события. Когда же в выводах по делу установлены объективная истина, т.е. достигнуто знание, точно и полно (в пределах, очерченных законом) отражающее действительность, мысленная модель исчерпывает свою познавательную функцию. Аналогия уступает место достоверному знанию, предположение – истине (1. С.78).

Исходя из результатов опроса следователей и других работников правоохранительных органов, мы пришли к следующим выводам:

а) наиболее значимая для оперативной, следственной и экспертной практики и часто используемая при поиске неизвестной информации  или планировании последующей своей работы является модель механизма совершенного преступления;

б) с учетом качественного поэтапного изменения этой мысленной модели изменяются и ее потребители, причем они, как правило, получают дополнительную информацию о происшедшем событии от предыдущего потребителя.

Создание мысленной модели механизма совершенного преступления представляет собой сложный поэтапный мысленный процесс следователя (адвоката, прокурора, судьи и др.). В процессе моделирования он отталкивается от известных ему закономерностей механизма преступления более высокого уровня, определяющих характер взаимосвязей и взаимодействий различных элементов механизма преступления, а также от конкретных известных ему элементов, которые могут быть использованы в качестве деталей создаваемой модели. Причем построение модели механизма совершенного преступления требует знания всей системы механизма преступления в целом, основных составляющих его элементов, характера и направленности связей между отдельными элементами, группами элементов и всеми элементами, между каждым элементом и системой в целом, знания о местоположении каждого элемента в общей структуре системы. Следователю необходимо так же представлять себе, как отсутствие или изменение положения отдельных элементов или их групп отражается на состоянии всей системы.

Формирование целостной модели механизма происшедшего события осуществляется постепенно на основе получения и интегрирования знаний о его отдельных элементах, связях и отношениях. В ней во взаимосвязи и взаимообусловленности должны быть отражены (в определенной мере сходства с оригиналом) действия и поступки участников преступного события, их признаки и свойства и т.д. Именно целостная модель механизма совершенного преступления, на наш взгляд, поможет сотруднику правоохранительных органов, а особенно – следователю или оперативному работнику, решить следующие задачи:

— объяснить факты, происшедшие явления, обладающие признаками преступления;

— дать уголовно-правовую оценку исследуемому событию и соответственно правильно квалифицировать деяния правонарушителя;

— установить и объяснить пространственно-временные и причинно-следственные связи в расследуемом событии;

— установить такие связи между действиями участников события и теми изменениями, которые произошли в материальной обстановке;

— установить и объяснить механизм следообразования;

— определить направление поиска неизвестных материальных последствий, а по систематизированной криминалистически значимой информации – преступника, не установленных свидетелей и косвенных участников преступного события или потерпевшего;

— определить направление поиска похищенного имущества, вещественных доказательств и иных носителей криминалистически значимой информации о самом преступлении и его участниках;

— определить программу расследования на первоначальном, последующем, а затем и на заключительном этапе и ее тактику и т.д.

Существуют общие требования к познанию происшедшего преступного события. В соответствии с ними уполномоченными лицами на месте преступления (происшествия) и в окружающей его среде выявляются все связанные с правонарушением изменения, носители криминалистически значимой информации. Они по возможности фиксируются, изымаются и исследуются в целях получения информации, которая в дальнейшем станет основой материальных и мысленных моделей, последующей поисково-познавательной деятельности. Наряду с доказательственной информацией для формирования целостной модели механизма преступления собирается и используется ориентирующая. Она может быть получена из различных источников и разнообразными средствами и методами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector