Подготовительный этап допроса потерпевшего и свидетелей – очевидцев

Подготовительный этап допроса потерпевшего и свидетелей – очевидцев. На данном этапе одним из непременных условий является построение мысленной модели поведения допрашиваемого лица и всего хода предстоящего действия. Эти мысленные модели должны представить будущую обстановку допроса и его участников, а также заранее предусмотреть различные ситуации и своевременно продумать варианты развития допроса и возможное влияние заранее учитываемых факторов. Полнота таких моделей и количество их вариантов находится в прямой зависимости от объема информации о преступном событии, о личности участников предстоящего допроса. Чем большим является объем информации, тем меньше вариантов мысленных моделей поведения допрашиваемого лица и хода процессуального действия необходимо строить в процессе его подготовки.

При подготовке следователь определяет – кто конкретно подлежит привлечению к допросу и его процессуальный статус, какие действия необходимо произвести в рамках приготовления к допросу и кто еще может быть привлечен.

            В комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективность и результативность производства допроса, получение от допрашиваемого достоверной информации, уточнение модели механизма совершенного преступления, в основном, входят следующие действия ( с тактическими рекомендациями):

  1. Изучение материалов расследуемого уголовного дела, уточнение обстоятельств, которые могут быть известны конкретным свидетелям и потерпевшему о происшедшем события;
  2. Уточнение данных, непосредственно относящихся к предмету допроса, и выяснение источников, из которых им стали известны обстоятельства, факты. При этом следователь должен определить круг обстоятельств, в отношении которых предстоит получить показания, При отсутствии у него четкого представления об этих обстоятельствах допрос лишиться целеустремленности, в показаниях, с одной стороны, неизбежно будет пробел, а с другой – ненужная информация.
  3. Собирание и изучение данных о личности допрашиваемого лица. Эти данные, как правило, связаны с его психофизическими свойствами и состоянием, общественно-политической и трудовой деятельностью, отношением к коллективу и коллектива к нему, а также поведением в быту. Кроме сведений биографического характера нужно выяснить также данные о специальных познаниях, навыках, физических и психических достоинствах и недостатках, моральном облике, заинтересованности в деле, взаимоотношениях с лицами, которые проходят по уголовному делу. Эти сведения могут быть почерпнуты из материалов дела, оперативных источников или получены специальными методами, рекомендуемыми психологической наукой: наблюдение за субъектом, беседа, анализ деятельности (в том числе и способ совершения и сокрытия преступления), обобщение независимых характеристик, даваемых субъекту разными лицами, по разным поводам и в разных ситуациях. Изучение личности допрашиваемого поможет следователю определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний и выбрать нужные приемы непосредственного допроса.
  4. Изучение вопросов, относящихся к специальным познаниям, так как информация, относящаяся к предмету допроса, может носить узко специальный характер. В этой ситуации следователь может предварительно получить консультации специалистов, ознакомиться с выводами, содержащиеся в заключениях экспертов, со специальной литературой, теми или иными технологическими процессами, порядком документооборота, системой учета и отчетности, иными справочными материалами и др.
  5. Изучение информации из оперативных источников с соблюдением специальных правил и с учетом того, что данная информация имеет не доказательственное, а лишь ориентирующее значение. Оперативная информация может ориентировать следователя на характер поведенческих актов ( до, вовремя и после преступления) допрашиваемого и его взаимоотношений с преступником, а также на намерения различных лиц по противодействию расследования.
  6. Определение времени допроса, способа вызова на допрос и места допроса. Если по делу проходит несколько свидетелей (потерпевших), то тактически важно определить очередность их допроса. Следователь обязан принять меры, обеспечивающие вызов и явку на допрос защитника, переводчика, педагога или других представителей несовершеннолетних. Время допроса определяется с учетом важности сведений, которыми обладает допрашиваемый, его процессуальное положения, роли в расследуемом событии, связей с другими лицами, подлежащими допросу. На выбор времени допроса влияют и избранная последовательность допроса тех или иных лиц, и интересы сохранения следственной тайны, сила и характер переживаний, испытанных допрашиваемым лицом. С учетом психологических закономерностей восприятия, запоминания и воспроизведения информации рекомендуется допрашивать как можно раньше. Если восприятие события сопровождалось сильными эмоциональными переживаниями (показания данные сразу после преступления, характеризуются логической непоследовательность, фрагментарностью, неполнотой, неосмысленностью), то следует планировать повторный допрос через несколько дней, уточняя те или иные детали. Из числа предусмотренных законом способов вызова на допрос ( по телефону, телеграммой, повесткой, приводом) свидетелей или потерпевшего, следователь может избирать тот, который в конкретной ситуации оптимально содействует установлению психологического контакта с допрашиваемым, сохранению в тайне от других лиц самого факта вызова на допрос, проведению допроса в намеченное время и в нужном месте. Местом допроса свидетелей и потерпевшего, как правило, является кабинет следователя, он должен быть оборудован скромно, без отвлекающих внимание предметов, Во время допроса нужно исключить нахождение других следователей (занятых своими делами), появление посторонних лиц, шумовых раздражителей (телефонные звонки, телевизор или радио). На столе следователя не должны находиться лишние объекты и предметы, которыми мог бы воспользоваться допрашиваемый в ситуации психологического раздражения или аффекта. Обстановка в кабинете должна располагать к откровенной беседе, способствовать установлению психологического контакта с допрашиваемым лицом. Учитывая необходимость создания благоприятных условий для установления психологического контакта, следователь может произвести допрос лица по месту его жительства, по месту его работы или учебы, в больнице или в другом месте, снимая тем самым элементы официальности, стараясь сделать обстановку допроса непринужденной.
  7. Определение круга участников допроса. По усмотрению следователя в допросе могут участвовать специалист или эксперт (для дачи пояснений по специальным вопросам, возникающим в ходе допроса), защитник (в случаях, указанных в законе), переводчик (при допросе глухонемых или лиц, не владеющих языком, на котором ведется следствие), педагог, законный представитель или родственники несовершеннолетнего. От правильности подбора участников во многом зависит успех допроса. Грамотный, хорошо понимающий задачи расследования специалист, опытный переводчик или педагог может являться незаменимым помощником следователя. При допросе несовершеннолетнего большое значение имеет также решение о том, кого именно из его законных представителей или родственников следует пригласить для участия в допросе.
  8. Организация технического обеспечения допроса. К началу допроса должны быть подготовлены необходимые бланки, средства фиксации результатов допроса (если будут применяться звуко-, видеозапись, то нужно подготовить и тщательно проверить эти технические средства) и убедиться в их надежности. Если в определенной ситуации у следователя может возникнуть потребность в передвижении или обеспечении безопасности для кого-либо, то допрос обеспечивается необходимыми транспортными средствами и охраной.
  9. Организация тактического обеспечения допроса. Она состоит в том, чтобы заранее подготовить выдержки из нормативно-правовых актов, материалы дела, вещественные и иные доказательства, которые могут быть предъявлены допрашиваемому лицу (протоколы, магнитные ленты с аудио-, видеозаписью показаний других лиц, заключения экспертиз и т.п.), предусмотреть определенную последовательность предъявления доказательств и норм права, заранее наметить тактические приемы и определить порядок их применения. Эти приемы должны: а) не противоречить закону, принципам расследования; б) соответствовать нормам нравственности; в) не ограничивать свободу волеизъявления допрашиваемого, возможность выбора им линии поведения на допросе.
  10. Формирование (устно или письменно) плана допроса, в котором определяется характер, перечень и последовательность вопросов, подлежащих выяснению. Криминалистической науке и следственной практике известны следующие разновидности вопросов, которые могут быть заданы допрашиваемому лицу: дополняющие ( побуждающие допрашиваемого рассказать о других обстоятельствах, о которых он умолчал), уточняющие или детализирующие ( направленные на уточнение тех или иных обстоятельств), напоминающие ( способствующие оживлению памяти), контрольные ( направленные на выяснение обстоятельств, которые позволяют проверить правильность определенного объяснения, или выяснить из каких источников допрашиваемому стали известны изложенные сведения) и изобличающие или уличающие ( позволяющие выяснить противоречия и несоответствия в показаниях, изобличить допрашиваемого во лжи и показать бесперспективность его позиции). Формирование вопросов должно исключать односложных ответов – типа «да» или «нет». Важна логическая последовательность и обоснованность задаваемых вопросов, а также их относимость к предмету допроса.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector