Рабочий этап допроса

Рабочий этап допроса. Вызванному на допрос лицу, после ознакомления с документами, удостоверяющими его личность, следователь сообщает в качестве кого и с какой целью он приглашен. Тактическая задача следователя в данный момент общения с этим лицом – это выяснение информационного и психологического состояния допрашиваемого, установление контакта с ним, определение его отношения к искомой информации, установление возможного противодействия со стороны допрашиваемого в установлении истины и др. Для разрешения обозначенных задач следователю необходимо осуществить действия по установлению психологического контакта, т.е. разъяснить процессуальные права ( предоставленные ему законом в связи с предстоящим допросом), стимулировать интерес у допрашиваемого к предстоящему допросу, мобилизовать его память, разъяснить значение положительных для него последствий дачи правдивых показаний и отрицательных в случае дачи ложных показаний или отказа от дачи показаний.

Внутренней основой психологического контакта является взаимное понимание, обмен информацией. Внешней  — отношение людей, когда следователь с одной стороны стремиться поддержать общение с участником уголовного процесса, преодолеть барьер отчужденности и создать такую обстановку, при которой люди могут и хотят воспринимать информацию ( исходящую друг от друга), с другой —  получить как можно больше правдивой, полной и достоверной информации, имеющей отношение к уголовному делу.

Установление психологического контакта обеспечивается правильно избранной тактикой допроса, тактическими приемами, среди которых можно назвать:

— начинать допрос следует в точно назначенное в повестке время и месте (в отдельных случаях после предварительной с ним беседы родственников, близких, попытавшихся положительно повлиять на него);

— начинать с неформальной беседы об личных интересах, увлечениях допрашиваемого лица ( использовать общие с допрашиваемым житейские, культурные, спортивные интересы), отдельных его демографических данных, фрагментах биографии ( чтобы успокоить его и дать возможность ему собраться с мыслями) и др.;

— выразить потерпевшему сочувствие, понимание его неприятной участи;

— уметь разговаривать, слушать и уважать собеседника ( проявлять корректность, вежливость, соблюдать спокойствие, поддерживать свой благожелательный тон, показать искреннюю заинтересованность в получении показаний);

— вести беседу с использованием положительных качеств допрашиваемого – смелость, справедливость, принципиальность и др.;

— разъяснить допрашиваемому значение правдивых показаний, важность борьбы с преступностью и установления истины, необходимость выполнения гражданского долга путем дачи объективных показаний;

— напомнить допрашиваемому об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных  показаний;

— допрашивать со специалистом (если выясняются обстоятельства, требующие специальных знаний), предъявлять доказательства или по нарастающей силе, или самые убедительные;

— выяснить причины или мотивы, обусловливающие ложные показания, попытаться их устранить.

Далее следователь предлагает допрашиваемому в виде свободного рассказа изложить все известные ему факты, обстоятельства по делу. Следователь может рекомендовать определенный порядок, последовательность изложения ( когда допрашиваемому предстоит дать показания по большому количеству эпизодов происшедшего события) или предложить допрашиваемому сначала осветить определенные факты, а уж потом рассказать обо всех остальных. Цель этого приема двоякая: либо направить его рассказ по определенному руслу – на выяснение наиболее важных обстоятельств, либо удержать его от дачи ложных показаний, если такая опасность вероятна.

Задача следователя состоит в том, чтобы выступить с инициативой о необходимости передачи ему информации ее носителем, держать под постоянным контролем ход и результаты допроса, анализировать информацию, выявлять упущения, неточности, пробелы, противоречия в показаниях, сопоставлять их с данными из других источников и мысленной моделью механизма исследуемого преступления.

 Следователю необходимо учитывать, что у каждого человека имеются свои специфические особенности восприятия окружающего мира, удержания мысленных образов или мысленной модели совершенного преступления в целом, а также особенности передачи информации. В целях получения полных, правдивых показаний допрашиваемых лиц применяются различные тактические приемы.

После окончания свободного рассказа, который, как правило, не исчерпывает предмет допроса, следователь путем постановки вопросов восполняет и уточняет полученные показания, выявляет новые факты, которые не упоминались в свободном рассказе, получает контрольные данные, необходимые для проверки показаний, помогает свидетелю или потерпевшему вспомнить забытое.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector