ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Бутенко О.А.

Аспирант, кафедра истории и теории журналистики Ставропольский государственный университет

Восприятие явлений действительности индивидом и поведение в информационном пространстве зависят от его личностных характеристик и индивидуальных свойств. В информационном пространстве средствами массовой информации формируется картина мира, которая как особый тип реальности выступает, в свою очередь, средством формирования поведенческих и ментальных реакций людей на события повседневности, а также связана с функционированием социальной системы в целом.

И.А. Яременко рассматривает информационное пространство как одновременно объективную и субъективную реальность. Основными в нем исследователь называет следующие моменты:

  • определяющий фактор, смыслообразующее явление в информационном пространстве — информация;
  • субъектом деятельности в его границах является личность;
  • имеют место специфические носители или продуценты информации;
  • регулирование, плотность, подвижность, мера доступности информационного пространства определяются социальной потребностью.

Объективный характер информационного пространства заключается в том, что оно не зависит от человека, и его развитие — это результат жизнедеятельности всего человечества. Субъективность — в том, как и каким образом индивид воспринимает информационное пространство, то есть, по мнению И.А. Яременко, это «модель информационного пространства, существующая в сознании конкретного индивида, индивидуальное восприятие индивидом окружающего информационного мира, отношение к этому миру».

В связи с вышеизложенным, развитие и функционирование информационного пространства представляется нам в двух плоскостях: субъект-объектной и субъект-субъектной. Объективная сторона определяется совокупностью всей информации, фактов, знаний о мире, явлений окружающей действительности, процессов жизнедеятельности. Субъективная сторона включает в себя индивидов, имеющих различные информационные позиции и социально-психологические характеристики (гендерные, образовательные, профессиональные и т.д.), социальные группы, социальные институты, а также средства массовой информации.

Спецификой субъект-субъектного информационного взаимодействия является характер отношений, при котором информация транслируется от одного субъекта другому в переработанном, переосмысленном виде, через призму своих социально-психологических признаков. Таким взаимодействием могут выступать межличностные, межгрупповые отношения, отношения в системе «средства массовой информации — журналист — потребитель информации».

Процесс взаимопроникновения компонентов субъективной и объективной сторон в ходе информационного взаимодействия носит субъект- объектный характер. Научная парадигма информационного пространства как особой открытой системы одно из важнейших мест отводит функционированию в этой системе личности, которая выступает в качестве субъекта информационного взаимодействия. На ее восприятие оказывает влияние окружающая действительность, и этот процесс оказывается взаимообратным: отраженная в сознании личности информация о внешнем мире, в свою очередь, определяет ряд психологических, поведенческих и других реакций, изменяя и формируя определенную субъект-объектную реальность.

Субъект-объектная плоскость информационного пространства и функционирование в нем личности сопряжены с информационной и личностной позициями.

Развитие информационных процессов в современном информационном пространстве, сопряженное с его субъект-объектной и субъект-субъектной плоскостями, связано с воздействием информационных потоков на личность и массы, на психическое здоровье, мировоззрение и поведение.

Как мы отмечали, большое значение здесь имеют процесс восприятия, индивидуальные психологические свойства, особенности личности: субъективное отношение к воспринимаемой информации, потребности, интересы, установки, позиция, эмоции и т.д.

Таким образом, в современном информационном пространстве объективная реальность в процессе жизнедеятельности личности и функционирования СМИ как одних из субъектов этой реальности преобразуется в реальность субъективную.

Литература

  1. Информационная безопасность России / Под ред. Ю.С. Уфимцева и Е.А. Ерофеева. — М., 2002.
  2. Минаков О.Д. Средства массовой информации как источник информационно-психологического воздействия на общественное сознание / По материалам конференции «Информационная безопасность-2003». — М., 2003.
  3. Яременко И.А. Организационно-педагогические условия формирования социальной активности личности средствами массовой информации: дисс. … канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2000.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector