ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Ефимцева И.В.

Ассистент кафедры прикладной информатики и информационных технологий ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт

Проблемы реформирования содержания начального образования диктуют изменения образовательной стратегии России, ее ориентации на новые образовательные и информационные приоритеты. Это обуславливает поиск новых парадигм и моделей развития педагогической системы образования. Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования — в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых [1, 8].

В этом аспекте отметим, что анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время одним из приоритетных направлений, включающего в себя систему знаний и умений школьников, его ценностные ориентации, мотивы деятельности является информационная компетентность. Это понятие сложное. Оно только входит в педагогическую науку и не имеет четкого определения. Как отмечает Н.Ю. Таирова, информационная компетентность — это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [2, 132].

Определяя значимость информационной компетентности в процессе современного образовательного пространства, мы говорим о том, что она является частью общего процесса информатизации, представляющей собой «объективный процесс», и что развитие информационной компетентности неразрывно связана с процессом информатизации образования. Сущность этого процесса раскрыта в работах С.А. Абрамова, Г.А. Бордовского, Я.А. Ваграменко, А.А. Вербицкого, А.Г. Гейн, В.М. Глушкова, С.Г. Григорьева, Ю.И. Дегтярева, A.M. Довгяло, В.П. Дьяконова, В.Г. Житомирского, В.А. Извозчикова, Г.М. Коджаспировой, А.С. Кондратьева, А.А. Кузнецова, Ч. Куписевича, А.Г. Кушниренко, С.С. Лаврова, В.В. Лаптева, В.С. Леднёва, С. Пейперта, Ю.А. Первина, К.В. Петрова, В.Г. Разумовского, И.В. Роберт, И.А. Румянцева, А.Я. Савельева, Б.Я. Советова и др.

Исследуя генезис основополагающих понятий предметной области нашего исследования, мы приходим к выводу о том, что ключевым основанием, объединяющим исследования по проблеме формирования информационной компетентности, с нашей точки зрения, является понятие «информация» [2, 209]. Информация имеет общественное значение — это огромные хранилища, содержащие знания о литературе, искусстве, медицине, образовании, достижениях научной мысли в технике; видео- и аудиотеки и т.д. Информация так же, как вещество и энергия, стала предметом производства и распространения, обрела свойства и функции. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что информация является неотъемлемой частью современной жизни. И наряду с этим, информационная компетентность, которая занимает значимую позицию в системе образования, становится одной из приоритетных стратегий развития образовательных систем в русле широкого и всеобъемлющего процесса образования.

Формирование информационной компетентности возможно только при том условии, если она стала нормой педагогического взаимодействия с самых первых шагов воспитания и обучения. На основе этого, выделяют три взаимосвязанных и последовательных уровня развития информационной компетентности: интуитивный (начальный), нормативный (достаточный), творческий (высокий). Благодаря этим уровням, информационная компетентность развивается, переходя с одного уровня на другой, при этом ее состояние каждый раз может быть диагностировано, исходя из соответствия структуры и содержания компьютерных знаний и умений обучающихся [1, 3].

Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее сущностных черт, обоснование критериев и уровней ее сформированности является теоретической предпосылкой для исследования тенденций и условий развития. Это позволяет более целенаправленно и эффективно организовать обучение и значительно ускорить процесс овладения современными обучающими технологиями/

Таким образом, для формирования информационной компетентности в системе современного образования необходимо:

  • обеспечить целостную информационно-развивающую образовательную среду, путем объединения усилий педагогического, управленческого, технического, медико-психологического персонала школы,
  • обеспечить построение учебных занятий на основе междисциплинарной интеграции с основными предметами обучения с целью расширенной информационной подготовки учеников.

Список литературы

1. Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. — 2003. — №2. — С.3 — 10.
2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). — М.: ИИО РАО, 2007. — 234 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector