Деятельность по преодолению противодействия расследованию можно определить как систему действий

Прикладное значение исследования механизма деятельности по противодействию расследованию состоит в том, что знание способов противодействия окажет влияние на совершенствование практики предварительного расследования и судебного разбирательства с точки зрения как быстрого установления и изобличения преступника посредством правильно выбранных криминалистических средств и методик, так и  умелого производства следственных, оперативных и иных мероприятий. Знание деятельности по противодействию расследованию поможет следователю при выдвижении общих и частных версий, при планировании расследования и проведения отдельных следственных и иных мероприятий, при определении тактики допроса и других следственных действий и т.д.

Деятельность по преодолению противодействия расследованию можно определить как систему действий, преследующих цель нейтрализовать сопротивление лиц, препятствующих правоохранительным органам в достижении объективной истины по уголовному делу и осуществлении правосудия. Она имеет многоуровневый характер. Если исходить из того, что деятельность по противодействию расследованию можно классифицировать на простую, сложную и квалифицированную, то деятельность по преодолению противодействия можно определить так же. Такая классификация дает возможность определить программы нейтрализации сопротивления на различных уровнях борьбы с преступностью. В аспекте непосредственных субъектов противодействия расследованию, которое можно классифицировать по следующим правовым положениям:

  1. На уровне следователя (органа дознания), на наш взгляд, необходимо:

а) к расследованию сложных уголовных дел, по которым имеется информации о попытках противодействия, приступать после ознакомления со всеми фактами такого противодействия и получения консультаций по мерам нейтрализации таких попыток;

б) в ходе расследования реализовать существующие в следственной практике и разработанные криминалистикой средства и методы преодоления (нейтрализации) противодействия (которые способствуют, прежде всего, преодолению попыток сокрытия следов преступления, а затем преодолению иных форм противодействия);

в) целенаправленное и тщательное выяснение подробностей совершения преступления и установление лиц, причастных к этому событию, а также лиц, заинтересованных в негативном результате расследования этого дела;

г) хранение «важных» вещественных доказательств отдельно от уголовного дела и в охраняемых специализированных хранилищах;

д) неразглашение полученной информации о деталях совершенного преступления и его участниках среди коллег, сослуживцев и родственников, а особо в тех случаях, когда они интересуются теми или иными подробностями;

е) установление всех попыток «давления» на потерпевшего или свидетелей и быстрое реагирование на эти факты, если имели место;

ж) информирование руководителей следственных подразделений о таких фактах и т.д.

  1. На уровне руководителей следственных подразделений и органов дознания, по нашему мнению, необходимо:

а) поручать расследование сложных уголовных дел, по которым имеется информация о попытках противодействия расследованию, более опытным следователям или группе следователей с разъяснением мер по нейтрализации таких попыток;

б) содержание в тайне от всех лиц (кроме участников мероприятия) о времени, месте и содержании будущей тактической операции или комбинации по розыску, задержанию подозреваемого или осуществлению иного мероприятия;

в) организация задержания, доставления и содержание подозреваемых при таких условиях, чтобы исключить контакт между ним и «выход» информации об их задержании за пределы органа внутренних дел;

г) установление всех попыток «давления» на следователя со стороны различных лиц и быстрое реагирование на эти факты;

д) информирование вышестоящих руководителей и надзирающего прокурора о таких фактах (если противодействие не с их стороны);

е) при получении из других источников информации о «давлении» на следователя, брать расследование под личный контроль.

  1. На уровне руководителей высшего звена следственных подразделений и исследовательских учреждений, на наш взгляд, следует изучить следственную практику, связанную с активным противодействием расследованию со стороны различных лиц, заинтересованных в негативном результате расследования, и разработкой рекомендаций по нейтрализации таких попыток.
  2. На уровне законодательных органов, как нам представляется, необходимо разработать нормативные акты или внести изменения в действующее законодательство об определении юридической ответственности лиц, умышленно вмешивающихся в ход расследования и пытающихся его изменить в пользу либо создать условия для уклонения виновного от правосудия.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector