ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНЫй АСПЕКТ

За минувшие 30 лет человечество увеличилось вдвое. За этот период количество антропогенных отходов возросло в 10 раз. За 100 лет общее потребление минеральных и природных ресурсов увеличилось десятикратно. За последние 20 лет государствами развитого рынка на сохранение и восстановление окружающей среды затрачено более 1 трлн. долларов. Человеческая деятельность неизбежно ведет к ее изменению, необходимо, чтобы этот процесс протекал планомерно и не во вред Человеку и Природе. Для этого требуется изменить само общество и подготовить специалистов — социоэкологов.

В настоящее время возрастает потребность в изменении сущности экологического образования. Ставшее традиционным членение материала (охрана воздуха, воды, почвы, животных и т.д.) приводит к узкоспециализированному знанию, что само по себе важно, но лишает возможности формировать целостное системное мышление у специалиста. Наш мир, жизнь в нем и его составные части — единое неделимое целое. Одним из направлений экологического образования должно стать получение не столько естественнонаучных, сколько гуманитарных знаний на базе естественнонаучных представлений о мире. Специалисту этого уровня в одинаковой степени важно знать законы природы, ее свойства, а также философию, социологию, право, экономику. Такое сочетание позволит подготовить специалиста — социоэколога и личность с высоким уровнем культуры.

В течение ряда лет Иркутский государственный университет проводит региональный социально-экологический мониторинг, включающий изучение системы экологического образования и воспитания в Иркутской области. Исследования показали, что уровень экологической культуры крайне низок, а система экологического образования малоэффективна. 11роцесс преподавания экологии ограничен изложением основ и ничего не дает для практического применения знаний.

Очевидно, что необходимо совершенствовать систему экологического образования, которое должно быть ориентировано не

только на специалистов и охватывать все слои населения, все сферы и формы образования. Отсутствие экологических знаний является важнейшей из причин ухудшения состояния окружающей среды. Каждый третий предприниматель в Сибири готов строить экологически опасное предприятие.

Успех в совершенствовании экологического образования возможен при возрождении престижности экологического образования и формировании высоких профессиональных качеств педагога.

Необходимо развивать междисциплинарную, проблемно- ориентированную модель экологического образования на базе системного мышления в рамках теории непрерывного образования.

В целях координации и создания единой системы подготовки специалистов-экологов в рег ионе необходимо создать координированный совет и в рамках его деятельности сформировать программу экологического образования и воспитания в Иркутской области. Только так возможно объединить усилия ученых и педагогов в интересах общего дела.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector