Из опыта интеграции дисциплин гуманитарного профиля в лицее ИГУ

Интеграция гуманитарных дисциплин в лицее ИГУ используется не первый год. На обзорных уроках литературы широко привлекается исторический материал, что помогает воссоздать атмосферу эпохи, понять проблематику произведений; проводятся уроки в доме-музее декабристов (например, урок на тему ‘Толстой и декабризм. История создания романа «Война и мир»); ежегодно учащимся предлагаются темы курсовых работ, предполагающие исследование на стыке различных гуманитарных наук.

Интересным был опыт проведения вводного урока по теме «Серебряный век в русской литературе» в 11 классе (литература, история, МХК), на котором использовались элементы ролевой игры. Политологи говорили об изменении мироощущения человека на рубеже веков. Историки сообщали о положении России в конце XIX- начале XX вв.: политический кризис на фоне бурного экономического развития рождал недовольство, желание создать свой собственный мир. Такая преамбула подводила учащихся к мысли, что культурный подъем в России был закономерен. Культурологи докладывали о развитии русской культуры начала века: в живописи — символизм Врубеля и творчество группы «Мир искусства», в архитектуре — модерн, в музыке — новаторство А. Скрябина и С. Рахманинова. Литераторы делали обзор литературной жизни России этого периода. Урок завершался творческим заданием ~ написать рассуждение на одну из тем:

1.  Возможен ли был Серебряный век в любой другой стране, кроме России, на рубеже XIX-XX вв,?

  1. Возможен ли Серебряный век в России в наши дни?

На наш взгляд, положительным является опыт проведения интегрированных уроков по литературе и психологии.

Подростки часто сталкиваются с целым рядом проблем: это и отсутствие взаимопонимания со сверстниками, учителями и родителями, и трудности в постановке учебных и жизненных целей. Если ребенок не может самостоятельно справиться с возникшей ситуацией, то у него появляется чувство собственной ненужности, негативное восприятие своей личности.

Интеграция уроков литературы и психологии предоставляет учащимся возможность общаться с талантливыми людьми всех времен и народов, преодолевшими подобные трудности. Психологический анализ художественных произведений может помочь понять подросткам то, что происходит с ними и их миром. Отождествление себя с героями, которые испытывают те же трудности и решают такие же вопросы, часто становится способом разрешения актуальных для учащихся проблем.

Уроки по повести В.Г. Распутина «Живи и помни» и по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского прошли с участием консультантов-психологов из числа учеников, которые помогли понять истинные мотивы поступков героев произведений. Удачным был опыт проведения итогового урока (литература, история, психология) по поэме H.A. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» на тему «Может ли быть счастлив человек вне историко-социального контекста?» Подобные уроки расширяют узкие рамки предмета, помогают ребенку осознать себя как личность, почувствовать многообразие окружающего мира.

Интеграция истории и психологии, в свою очередь, позволяет яснее понимать мотивацию человеческого поведения в разные исторические эпохи, адекватно воспринимать исторические события, опираясь на представление об исторической обусловленности действий отдельных личностей и психологии масс, что способствует формированию исторического мышления учащихся.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector