РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ РАБОТУ В МОЛОДЕЖНЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЛАБОРАТОРИЯХ

На химическом факультете Иркутского госуниверситета много лет ра­ботает студенческая научно-исследовательская лаборатория (СНИЛ) рентге- нофлуоресцентного анализа (РФА), штат которой составляли студенты, ас­пиранты и сотрудники кафедр. В последние два года в этот коллектив были включены учащиеся лицеев, студенты, преподаватели и сотрудники биоло- го-почвенного факультета, что обусловило изменение её названия со студен­ческой на молодежную НИЛ,

Отличительной чертой НИЛ от обычной группы молодых людей, зани­мающихся научно-исследовательской работой, является общность цели, т.е. единство научного направления. Вначале таким направлением было разра­ботка и внедрение методик РФА для контроля технологических процессов на предприятиях черной и цветной металлургии, а в последние 6 лет — разработ­ка методико-метрологического обеспечения для контроля загрязнений окру­жающей среды и использование его при решении региональных экологиче­ских задач.

Необходимость комплексного подхода в решении таких задач обусло­вили включение в штат лаборатории студентов, преподавателей и научных сотрудников биолого-почвенного факультета, а также расширение арсенала используемых методов анализа. Кроме РФА, стали применять низкотемпе­ратурную флуоресценцию (для определения бенз(а)пирена), атомно- абсорбционную спектроскопию (определение некоторых тяжелых металлов), электрохимические методы (определение фтора).

Учитывая специфику молодежной НИЛ (отток выпускников и приход новых кадров), численность её сотрудников определяется не календарным, а учебным годом. В прошлом учебном году (1996-1997) в лаборатории работа­ло 9 лицеистов, 12 студентов и 2 аспиранта, в текущем (1997-1998) — 8 лице­истов, 8 студентов и 4 аспиранта. Сотрудники НИЛ разделены на группы в зависимости от типа решаемой задачи. Каждую группу возглавляет научный сотрудник или аспирант. Внутри группы часто сгуденты младших курсов подчинены старшекурсникам. Такая структура позволяет лаборатории сохра­нять накопленный опыт научно-исследовательской работы, несмотря на есте- ствешгую текучесть кадров, и передавать его следующему пополнению.

Теоретическое и экспериментальное решение студентами конкретных задач оформляется в виде курсовых и дипломных работ. Высокий научный потенциал лаборатории позволяет готовить специалистов, владеющих совре­менными методами исследования: планированием эксперимента для прове­дения дисперсионного анализа погрешностей и получения математической модели для поиска оптимальных условий хода изучаемого процесса, расче­тами на ЭВМ и моделированием эксперимента на их основе. Для школьников читаются специальные лекции по методам анализа вещества и статистиче­ским приемам обработки результатов эксперимента.

О качестве результатов исследований сотрудников молодежной НИЛ говорят такие факты: за последние 5 лет опубликовано 22 научные работы, на студенческих конференциях различного уровня их доклады неизменно отмечаются в числе лучших. Публикации в соавторстве с лицеистами пока отсутствуют, но уже в этом году на различных научных конференциях школьников доклады сотрудников СНИЛ отмечались как лучшие. Например, на конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее» (Усолье-Сибирское. март 1997г.) три доклада лицеистов г.Шелехова отмечены дипломами 1,2 и 3 степени, один из них награжден дипломом II степени на Всероссийском сим­позиуме (г.Москва, июнь 1977г.).

Работа в молодежных НИЛ развивает интерес к познанию мира, спо­собность логически мыслить и обобщать полученные результаты, способст­вует формированию у будущих специалистов не только профессиональных навыков, но и определенных организаторских способностей, а также таких моральных качеств, как трудолюбие, умение работать в экстремальных усло­виях с максимальной отдачей сил.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector