Пример удачного учебника по юридической психологии

Успешное осуществление юридической деятельности невозможно без знания психо­логических закономерностей этой деятельно­сти. Учебник известных криминалистов про­фессоров В.Е. Коноваловой и В.Ю. Шепить­ко[1] представляет несомненный интерес для всех, кто изучает и преподает юридическую психологию, интересуется научными пробле­мами «пограничной» отрасли психологичес­кой науки, динамично развивающейся в по­следнее время.

Рецензируемый учебник состоит из семи разделов, традиционных для данной учебной дисциплины: 1. Введение в юридическую пси­хологию. 2. Естественнонаучные основы юри­дической психологии. 3. Криминальная пси­хология. 4. Психологические основы процес­суальной деятельности. 5. Психология следст­венных действий. 6. Психология судебной де­ятельности. 7. Пенитенциарная психология.

Наиболее полно, с глубоким проникнове­нием в суть рассматриваемых вопросов, изло­жены разделы первый, четвертый и пятый.

Достоинства учебника заключаются в сле­дующем:

  1. Наряду с трудами классиков юридичес­кой психологии (Ф.В. Глазырин, А.В. Дулов, А.Ф. Зелинский, М.В. Костицкий, М.М. Ко- ченов, А.Р. Ратинов и др.) по отдельным во­просам юридической психологии авторы ис­пользуют работы ученых, чьи труды известны и доступны узкому кругу специалистов. Это выгодно отличает содержание данного учеб­ного издания от иных учебников по юридиче­ской психологии.
  2. Авторы предостерегают читателей от псевдонаучных знаний, не имеющих ничего общего с психологической наукой, способных привести к серьезным ошибкам и разочарова­ниям практикующих юристов, особенно на­чинающих. Речь идет о графологии (с. 61—66) и физиогномике (с. 178—179)[2].
    1. Авторы неоднократно обращают вни­мание читателей на методы получения ин­формации о тех или иных психологических явлениях, представляющих интерес как для ученых, так и для практиков. В главе 2 рас­смотрены понятие, система, общая характе­ристика методов юридической психологии (с. 19—30). Далее рассматриваются особен­ности применения указанных методов при психодиагностике личности допрашиваемого (с. 189—192), производстве судебно-психоло- гической экспертизы (с. 281—283), исследова­нии вопросов пенитенциарной психологии (с. 315—333). При этом авторы подчеркивают, что обязательным условием получения досто­верных результатов является использование комплекса методов.
    2. Правильным представляется подход ав­торов к рассмотрению вопроса об истории юридической психологии. Глава 3 начинается с предпосылок применения психологических знаний в судопроизводстве.
    3. Материал изложен ясно, доступно. По­нятным и убедительным делают содержание учебника многочисленные примеры из юри­дической практики, результаты социологичес­ких опросов следователей и прокуроров.

При общей положительной оценке изда­ния можно высказать некоторые замечания.

В главе 12, рассматривая психологию до­проса, авторы отмечают, что ложь подразде­ляется на полную и частичную. Однако опре­деление понятия «ложь» отсутствует.

В главе 17, посвященной судебно-психо- логической экспертизе, авторы приводят ти­повой перечень вопросов, разрешаемых су- дебно-психологической экспертизой, не раз­деляя их по видам. Учитывая различный уро­вень подготовки студентов, которым, прежде всего, адресовано данное издание, целесооб­разно было бы назвать вид судебно-психоло- гической экспертизы, а затем изложить типо­вые вопросы, разрешаемые ею.

Сделанные замечания могут быть учтены при переиздании учебника и не влияют на об­щую положительную его оценку. Учебник на­писан на достаточно высоком теоретическом уровне, методически выдержан.

Полагаем, что рецензируемая работа вне­сет ценный вклад в обучение и воспитание будущих


[1] Рецензия на кн.: Коновалова В.Е., Шепитько В.Ю. Основы юридической психологии: учебник. 2-е изд. Харьков, 2006. 352 с.

[2] Аналогичного мнения придерживаются известные российские ученые, критикующие «околонаучные ме­тоды» (графологию, физиогномику, парапсихологию). См.: Волчецкая Т. С. Методы познания в уголовном су­допроизводстве: современные проблемы // Актуаль­ные проблемы криминалистики на современном эта­пе. Краснодар, 2002. С.34; Ларин А.М. Криминалисти­ка и паракриминалистика. М., 1996; Филиппов А.Г. Проблемы криминалистики: избранные статьи. М., 2007. С. 179. К сожалению, в современной рос­сийской криминалистике встречаются и пропаган­дисты псевдонаучных идей. См.: Алесковский С.Ю., Комисарова Я.В. Основы графологии. М., 2006.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector