Л.А. Семенова
Конец XVIII — первая половина XIX веков период становления системы профессионального образования в Восточной Сибири.
Развитие процесса колонизации края, продвижение границ России на Восток, дальнейшее втягивание сибирских окраин в общероссийскую систему экономических отношений, политических и культурных связей вызвало потребность не только в увеличении просто грамотных людей, но и в подготовленных специалистах для различных отраслей хозяйства.
Светская профессиональная школа Восточной Сибири в рассматриваемый период была представлена навигацкими школами, горнозаводскими училищами, училищем для детей канцелярских служителей, образовательными заведениями военного ведомства.
Важным направлением в распространении специальных знаний в Восточной Сибири в виду недостатка профессиональных учебных заведений стало создание дополнительных курсов и классов при общеобразовательных учебных заведениях. Только при Иркутской гимназии было открыто несколько таких классов и специальных дисциплин — ветеринарный класс, китайский и манчжурский языки, судопроизводство. Обычно специальные классы и дополнительные курсы открывались но ходатайству местной общественности. Министерство народного просвещения не занималось разработкой содержания обучения в них.
Нередко индифферентную политику в отношении профессиональных учебных заведений проводила и местная администрация. Открытие некоторых специальных учебных заведений но этой причине затягивалось на длительный срок. Около 30 лет шла переписка между местной администрацией и центральными властями об учреждении в г. Иркутске школы для детей крестьянских и инородческих по подготовке грамотных волостных иисарсй, школы межевщиков.
В Сибири в то время не было ни одного сельскохозяйственного учебного заведения. Из положения выходили отправкой сибиряков в учебные заведения центральной России.
Сибирская промышленность формировалась как многоотраслевая. Ее развитие сопровождалось постепенным отделением ремесла от сельского хозяйства, дифференциацией ремесел. В условиях дифференциации ремесленного [руда возникала необходимость обучения ремеслу путем специально организованного индивидуального ученичества.
Медицинское образование первоначально развивалось частным образом, а с первой половины XIX века государство, стремясь поддержать врачебное дело, выделяло средства на содержание учеников при городской врачебной управе.
Военная школа Восточной Сибири на протяжении ХУШ — первой половины XIX веков функционировала в различных формах — гарнизонные школы, военно-сиротские отделения, полубатальон военных кантонистов, военное училище. Часто профессиональные учебные заведения в связи с недостатком общеобразовательных школ были вынуждены брать на себя задачи первоначальной подготовки. Особенно это касалось школ военного ведомства.
В Восточной Сибири функционировали и различного рода частные специальные курсы, имевшие статус профессиональных школ.
Таким образом, в Восточной Сибири, как и по всей России, в первой половине XIX века начинают складываться элементы будущей системы специального образования. Количество профессиональных учебных заведений, конечно, было недостаточным и не удовлетворяло потребности региона. В решении вопроса о специальном образовании в Восточной Сибири частная и общественная инициатива играла значительно большую роль, нежели в области общеобразовательной школы. Как правило, правительство открывало специальные учебные заведения, дополнительные классы и курсы только в том случае, если городские общества или отдельные лица обязывались финансировать их. Особенность профессиональной школы изучаемого периода состояла в том, что она часто выходила за рамки узкой профессиональной направленности и готовила специалистов, способных работать в различных сферах деятельности.