У ИСТОКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ


Л.А. Семенова

Конец XVIII — первая половина XIX веков период становления системы профессионального образования в Восточной Сибири.

Развитие процесса колонизации края, продвижение границ России на Восток, дальнейшее втягивание сибирских окраин в общероссий­скую систему экономических отношений, политических и культурных связей вызвало потребность не только в увеличении просто грамотных людей, но и в подготовленных специалистах для различных отраслей хозяйства.

Светская профессиональная школа Восточной Сибири в рассмат­риваемый период была представлена навигацкими школами, горно­заводскими училищами, училищем для детей канцелярских служите­лей, образовательными заведениями военного ведомства.

Важным направлением в распространении специальных знаний в Восточной Сибири в виду недостатка профессиональных учебных за­ведений стало создание дополнительных курсов и классов при общеоб­разовательных учебных заведениях. Только при Иркутской гимназии было открыто несколько таких классов и специальных дисциплин — ве­теринарный класс, китайский и манчжурский языки, судопроизводство. Обычно специальные классы и дополнительные курсы открывались но ходатайству местной общественности. Министерство народного про­свещения не занималось разработкой содержания обучения в них.

Нередко индифферентную политику в отношении профессиональ­ных учебных заведений проводила и местная администрация. Откры­тие некоторых специальных учебных заведений но этой причине затя­гивалось на длительный срок. Около 30 лет шла переписка между ме­стной администрацией и центральными властями об учреждении в г. Иркутске школы для детей крестьянских и инородческих по подготовке грамотных волостных иисарсй, школы межевщиков.

В Сибири в то время не было ни одного сельскохозяйственного учебного заведения. Из положения выходили отправкой сибиряков в учебные заведения центральной России.

Сибирская промышленность формировалась как многоотраслевая. Ее развитие сопровождалось постепенным отделением ремесла от сель­ского хозяйства, дифференциацией ремесел. В условиях дифференциа­ции ремесленного [руда возникала необходимость обучения ремеслу путем специально организованного индивидуального ученичества.

Медицинское образование первоначально развивалось частным об­разом, а с первой половины XIX века государство, стремясь поддер­жать врачебное дело, выделяло средства на содержание учеников при городской врачебной управе.

Военная школа Восточной Сибири на протяжении ХУШ — первой половины XIX веков функционировала в различных формах — гарни­зонные школы, военно-сиротские отделения, полубатальон военных кантонистов, военное училище. Часто профессиональные учебные за­ведения в связи с недостатком общеобразовательных школ были вы­нуждены брать на себя задачи первоначальной подготовки. Особенно это касалось школ военного ведомства.

В Восточной Сибири функционировали и различного рода част­ные специальные курсы, имевшие статус профессиональных школ.

Таким образом, в Восточной Сибири, как и по всей России, в пер­вой половине XIX века начинают складываться элементы будущей системы специального образования. Количество профессиональных учебных заведений, конечно, было недостаточным и не удовлетворяло потребности региона. В решении вопроса о специальном образовании в Восточной Сибири частная и общественная инициатива играла значи­тельно большую роль, нежели в области общеобразовательной школы. Как правило, правительство открывало специальные учебные заведе­ния, дополнительные классы и курсы только в том случае, если город­ские общества или отдельные лица обязывались финансировать их. Особенность профессиональной школы изучаемого периода состояла в том, что она часто выходила за рамки узкой профессиональной направ­ленности и готовила специалистов, способных работать в различных сферах деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector