Развитие коммуникативного потенциала менеджеров туризма в процессе профессиональной подготовки

Мировая практика и формирование новой социально-экономической сферы в нашей стране определили иные подходы к профессиональной подготовке специалистов. В последние годы в ряде вузов России открыты специальности и специализации по подготовке менеджеров сферы туризма. И это оправдано, поскольку до недавнего времени в стране не было учебных заведений, выпускающих специалистов этого профиля, а бурное развитие туризма как отечественного так и международного формирует потребности в них рынка.

Анализ системы профессиональной подготовки в зарубежных странах показывает многообразные подходы, но тенденции его развития характеризуются все большим смещением в сферу развития личностных качеств работника.

Эффективность деятельности менеджера во многом зависит от сформированности его коммуникативных умений. При чем, большинство эффективных менеджеров, по исследованиям американского психолога ЬГизелли, обладают интеллектом, близким к средним значениям популяционных стандартов, но они наряду с другими факторами обладают способностью устанавливать и поддерживать систему отношений с окружающими людьми, с начальством и подчиненными, обладают умениями разрешать конфликты, убеждать, слушать и понимать партнеров по взаимодействию.

На географическом факультете ИГУ открыта специализация «Страноведение и международный чуризм», выпускающая менеджеров сферы туризма. Понимая» что в туристской деятельности (более *юм в другой) наблюдается зэ^исичсся** т>'< ;(У клиешом и производи гелем, т.е.

профессиональная                                                     оказывается гесно связанной с рынком—

предложением и спросом на услуги, программа подготовки специалистов предусматривает формирование коммуникативных умений, позволяющих ему оптимально функционировать в профессиональной сфере деятельности.

Обращение к проблеме формирования коммуникативных умений происходит в курсах «Психология», «Педагогика», спецкурсе «Самосовершенствование личности», изучаемом в рамках «Введение в специальность». Но основной акцент на решение этой проблемы делается в курсах «Основы делового общения» и «Общение с клиентом».

Курс «Основы делового общения» является комплексным и содержит в себе Имиджелогию, Конфликтологию, Риторический инструментарий деловой речи, Самоменеджмент и т.д. Наряду с теоретическими знаниями большое место в курсе отведено практическим занятиям, которые в свою очередь включают практические задания и упражнения, тренинги, видеотренинги. В тренинговых группах повышается активность и работоспособность каждого студента. Застенчивые и неразговорчивые в общем эмоционально-групповом режиме раскрываются, вливаясь в процесс группового взаимодействия. Отслеживание динамики развития коммуникативных умений проводится на разных этапах обучения студентов.

Наиболее эффективными, как показывает практика, являются: тренинг партнерского общения, тренинг переговоров, тренинг продаж, а также практические занятия, направленные на развитие умений саморегуляции различных состояний: сознания, эмоциональных, могивационных, праксических.

К сожалению, в силу молодости научного направления, теоретические и практические разработки в области развития коммуникативного потенциала менеджеров туризма в процессе профессиональной подготовки в нашей стране отсутствуют, а зарубежный опыт не всегда приемлем и доступен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector