КОНЦЕПЦИЯ развития кафедры государственно-правовых дисциплин Кемеровского института (филиала) РГТЭУ

Кафедра является важнейшим структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Кемеровский институт (филиал) «РГТЭУ», осуществляющего учебный процесс подготовки специалистов по специальности  021100 — «Юриспруденция», формированию их научного мировоззрения, воспитанию, научной подготовки. Кафедра является выпускающей по государственно-правовой специализации.

Кафедра образована в мае 2003 года и проходит стадию формирования и развития, в связи с чем на период 2004-2009 гг. стоит ряд задач, решение которых предлагается в настоящей концепции.

Организация учебного процесса

Учебный процесс включает в себя задачу получения знания, а также приобретения умений и навыков будущими юристами и, в частности,  в области государственно-правовой специализации. Реализация этого будет осуществляться  в учебном процессе на лекциях, практических и семинарских занятиях, факультативах по дисциплинам государственно-правовой специализации, а также во время прохождения учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практик.

 Организация учебного процесса находится в зависимости от внедрения Учебного плана по специальности 021100 «Юриспруденция», квалификации – юрист. Согласно этому плану на первом году обучения (2003/2004 гг.) изучаются три учебные дисциплины: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Преподают эти учебные дисциплины  два кандидат юридических наук по научной специальности 12.00.01- «Теория и история  права и государства, история правовых учений»

На втором году обучения (2004/2005 гг.) кафедра ведет подготовку по следующим двум учебным дисциплинам:  «Конституционное (государственное) право России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», которые преподает кандидат юридических наук по научной специальности 12.00.02 – «Конституционное право; муниципальное право».

В дальнейшем, в соответствии с «Государственным образовательным стандартом» по специальности 021100,   планируется введение следующих обязательных дисциплин:

На третьем году обучения (2005/2006 гг.): «История политических и правовых учений», «Административное право», «Административная ответственность», «Муниципальное право России», «Международное право».

На четвертом курсе (2006/2007 гг.): «Правовая статистика», «Европейское право».

На пятом курсе (2007/2008 гг.): «Проблемы теории государства и права».

Таким образом, за все годы обучения студентов кафедра будет осуществлять  подготовку по тринадцати обязательным учебным дисциплинам, которые будут вести шесть преподавателей, в том числе  не менее пяти кандидатов юридических наук (т.е.83,3% ) .

В 2006 г. планируется  открыть государственно-правовую специализацию с введением следующих дисциплин: «Конституционное правосудие», «Правотворчество в РФ», «Правовые системы зарубежных государств», «Проблемы федерализма в РФ», «Международно-правовое сотрудничество в области прав человека» и др.

Учебно-ознакомительная практика будет проходить на третьем курсе (2 недели), производственная практика – на пятом курсе (6 недель) и преддипломная практика – также на пятом курсе (4 недели).

Студенты государственно-правовой  специализации будут сдавать государственный экзамен по дисциплине «Конституционное (государственное) право России» и защищать дипломные работы по одной из дисциплин этой специализации.

Совершенствование учебного процесса

Совершенствование учебного процесса возможно по следующим направлениям: а) рабочая программа; б) аудиторная работа; в) внеаудиторная работа.

Рабочие программы.  Планируется совершенствование системы учебных программ, обеспечение преемственности, непрерывности и целостности подготовки специалистов – правоведов, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и особенностями освоения дисциплин государственно- правового направления.

 Аудиторная работа осуществляется за счет использования в процессе преподавания лекций (в том числе проблемных) практических и семинарских  занятий (включая «деловые игры», решение правовых казусов и т.п.).

Внеаудиторная работа заключается в:

  • подготовке к аудиторным занятиям: изучение нормативного материала и литературы; выполнение практических и семинарских заданий;
  • написание контрольных, курсовых, дипломных работ, отчетов и ведение дневников по видам практики;
  • знакомство с работой органов государственной власти и местного самоуправления;
  • участие в работе творческих коллективов по подготовке проектов законов Кемеровской области.

Большое значение будет иметь научная работа по направлению кафедры и отражение результатов научной работы в студенческих самостоятельных и совместных с преподавателями научных работах.

Внедрение активных методов обучения

Перспективным направлением активизации учебного процесса будет использование деловых игр: рассмотрение дел в Конституционном суде, заседание Государственной думы и т.д.

Важным направлением будет являться привлечение к учебному процессу как  на дневной, так и заочной формах обучения, опытных работников органов государственной власти и местного самоуправления. 

Для руководства дипломными работами привлекать опытных преподавателей, а для рецензирования – государственных и муниципальных служащих с большим стажем практической  деятельности.

Методическое обеспечение учебного процесса

Методическое обеспечение учебного процесса предусматривается за счет разработок головных кафедр РГТЭУ и собственных кафедральных разработок в виде тематических учебных пособий и учебных указаний, исходящих из рабочих программ и включающих краткое содержание лекционного курса, практические (лабораторные, семинарские) задания, список нормативных актов и литературы, тематику курсовых, контрольных и дипломных работ, вопросы к зачетам и экзаменам.

Так, к уже опубликованным учебно-методическим комплексам по «Истории отечественного государства и права» и «Истории государства и права зарубежных стран», планируется выпустить методические пособия по всем закрепленным за кафедрой учебным дисциплинам».

Формирование содержания всех видов практик

Базы для прохождения всех видов практики планируется обсуждать на заседаниях кафедры и согласовывать с ответственным руководителем практики института. Руководителями практики по кафедре назначать преподавателей кафедры и практических работников следственных, прокурорских и судебных органов. По видам практики делятся:

1) Учебно-ознакомительная практика (3 курс, 2 недели). Студент осваивает организационные вопросы работы правоохранительных органов и органов государственной власти. Форма контроля – зачет.

2) Производственная практика (5 курс, 6 недель) имеет целью получить практические навыки в деятельности органов суда и прокуратуры, милиции и ИТУ, органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих структурах различных форм собственности и т.д. Форма контроля – дифференцированный зачет на основании дневника, отчета и производственной характеристики.

3) Преддипломная практика (5 курс, 4 недели), которая является продолжением производственной практики, имеет целью сбор материала для написания дипломной работы. Форма контроля – дифференцированный зачет на основании дневника, отчета, характеристики.

При прохождении производственной и преддипломной практики не исключается оформление студента стажером дознавателя, следователя или помощником судьи или юрисконсульта.

Работа по воспитанию студентов

Этот вид работы важен с точки зрения профессиональных и личных качеств студентов. Они должны уметь работать с законодательством и литературой, иметь определенный уровень общего культурного развития, получить навыки практического работника. В связи с этим, кафедра предполагает поддерживать  постоянный контакт со студенческими группами по проведению мероприятий, связанных со студенческой жизнью (спортивные соревнования, смотры художественной самодеятельности, культурно-развлекательные мероприятия, анализ и аттестация успеваемости студентов и т.д.).

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа кафедры включает непосредственно научно-исследовательскую работу преподавателей (НИР) и руководство преподавателями научно-исследовательской работой студентов (НИРС).

Ориентировочно тема кафедрального научного исследования: «Права и свободы человека и гражданина: история и современность».

Задачами научно-исследовательской работы является развитие творческого потенциала сотрудников кафедры, проведение совместных с практическими работниками и студентами научных исследований, повышение квалификации научно-педагогических кадров через систему соискательства, аспирантуру, докторантуру.

Основными научными направлениями работы служат:

  • подготовка к сдаче экзаменов  кандидатского минимума;
  • подготовка и защита кандидатских диссертаций;
  • написание и опубликование научных статей, пособий, монографий;
  • участие в научных конференциях;
  • проведение на базе кафедры и факультета научных конференций, выездных заседаний центральных журналов;
  • официальное оппонирование при защите кандидатских диссертаций;
  • написание отзывов на диссертации, монографии, пособия.

 Работа по профессиональной ориентации

Совместно с другими кафедрами юридического направления проводить встречи с участниками школ, учащимися средних специальных учреждений по пропаганде юридических специальностей. Кафедре будет принять меры по созданию «базовых» учебных заведений с задачей целевой подготовки абитуриентов и прохождения ими подготовительных курсов при КемИ РГТЭУ для поступления на специальность «Юриспруденция».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector