Психологическая подготовка личного состава

Эффективное  выполнение  служебно-боевой  задачи  с минимальными  потерями – одна  из  основных  задач  подразделения  ОСН Минюста  России. Современная  служебно-боевая  деятельность  сопряжена  с  большими  физическими  и  психологическими  нагрузками, снижающими  ее  успешность, дестабилизирующими  психику  сотрудников  спецназа  Минюста  России, что негативно  сказывается  на  результатах  выполнения  служебно-боевых  задач  в  целом.

В связи  с  этим  возникает  проблема  анализа  и  учета  различных  факторов, влияющих  на  психологическую  устойчивость  личного  состава  Отдела  специального  назначения   УИН  Минюста  России в  ходе  выполнения  служебно-боевых  задач  в  зоне  “ЧС”.

 При  этом  особую  актуальность  приобретает  исследование  путей  и  способов  поддержания  высокой  психологической  устойчивости  и  боевой  активности  личного  состава  спецназа  Минюста  России  в  ходе  служебно-боевой  деятельности  как  важнейших  составляющих, обеспечивающих  сохранение  эффективности  ОСН  и  достижения  хороших  результатов  при  выполнении  служебно-боевых  задач  в  ходе  наведения  правопорядка  и  законности  в  экстремальных  условиях  несения  службы.

Имеющаяся статистика и научное  исследование состояние данной проблемы доказывает необходимость правильного формирования и повышения боевой активности и психологической устойчивости сотрудников ОСН  Минюста  России в служебной деятельности.

В качестве примера можно привести следующую статистику: в период первой  мировой войны в армии США от психического перенапряжения и боевых  стрессов пострадало 100 тысяч  человек. Во время войны в Корее безвозвратные психологические потери американцев  составили 4, а во Вьетнаме – 7 чел, на каждую 1000 военнослужащих. В период агрессии  Израиля  против  Ливана, 9% израильских солдат и офицеров были выведены  из строя из-за сильной психологической неустойчивости. В Кувейтском  конфликте  общие психологические потери иракских военнослужащих после массированных боевых  ударов американской авиации в течение первых 3 суток составили: в регулярной армии – 45%, среди ополченцев – непрофессионалов – 70%. Психологи  США  прогнозируют, что в современной войне в Европе до 50% всех потерь могут составить психогенные.

В последнее время  в ходе антитеррористической операции  в Чечне

командование федеральными силами  придает большое  значение проблемам выработки у военнослужащих психологической устойчивости и боевой актив-ности. На основании  приведенных статистических данных рассматривая пути  и способы поддержания психологической устойчивости и боевой активности личного состава ОСН при выполнении служебно-боевых задач, в ходе наведения правопорядка и законности  на территории  Чечни, можно сделать вывод, что при достаточно высокой психологической устойчивости сотрудников спецназа  и владении ими приемами психологической  регуляции, более половины могут быть возвращены в строй  через 1- 3 дня.

Изучение  психологической устойчивости сотрудников Минюста России  на примере личного состава  МВД России  в ходе наведения правопорядка и законности на территории  Чечни и прилегающих к ней административных границ выявило, что с увеличением длительности боевой активности боевых действий, количество психологически устойчивых сотрудников постоянно уменьшалось. Уже на 4-6 сутки с начала участия в боевых действиях были выявлены сотрудники с психологической неустойчивостью. Наибольшее число их отмечается к 3-ему месяцу постоянного ведения боевых действий при выполнении служебно-боевых задач.

Однако отдельные сотрудники продолжали действовать в боевой обстановке уверенно и хладнокровно на протяжении всего времени пребывания в Чечне в ходе наведения правопорядка и законности.

Наряду с выше описанным в настоящее время  все  более очевидным становится тот факт, что успешное достижение целей,  профессиональной деятельности сотрудника  спецназа зависит не только от особенностей и специфики самой деятельности, обученности , но и его характерологических  и  личностных  качеств.

Нам, психологам ОСН УИС Минюста России, необходимо считать отдельные психофизиологические и психологические качества личности, условием обеспечения надежности профессиональной деятельности сотрудника ОСН, ведущую роль в которой занимает психологическая устойчивость сотрудника спецназа Минюста России.

Психологическая  устойчивость сотрудника ОСН Минюста России – как система взаимосвязанных личностных качеств формируется в процессе всесторонней профессиональной подготовки сотрудника ОСН; в различных, включая экстремальные,  условия деятельности.

Поддержание  психологической устойчивости и боевой активности личного состава подразделений ОСН в ходе выполнения служебно-боевых задач  в зоне “ЧС” обеспечивается психологически обоснованной организацией профессиональной и практической деятельности, созданием благоприятных социально-психологических условий с использованием специальных методов психорегуляции.

Изучение психологической устойчивости сотрудника спецназа Минюста России в ходе выполнения служебно-боевых задач предполагает определение ее показателей (критериев).

В профессиональной деятельности психологов ОСН Минюста России очень важно иметь такие индикаторы, которые позволяли бы судить о существующем уровне психологической устойчивости каждого сотрудника и личного состава  ОСН в целом, а также прогнозировать  успешность их служебно-профессиональной деятельности. Данные показатели должны быть чувствительны на различных  этапах  служебной деятельности.

Условно показатели  психологической устойчивости делят на объективные и субъективные. Объективными показателями психологической устойчивости  сотрудников спецназа  Минюста России являются совокупные результаты достижения основных целей боевой активности при выполнении служебно-боевых задач, т.е. на протяжении всего периода выполнения служебно-боевых задач сотрудники ОСН активно выполняют свое боевое предназначение, не допуская грубых ошибок и правонарушений своей служебно-профессиональной деятельности.

В качестве субъективных показателей психологической устойчивости выделяют собственно психологические и физиологические, которые можно определить по внешним признакам. К психологическим показателям отнесены: сохранение у сотрудника ОСН оптимистического настроения, боевого возбуждения, отсутствие растерянности, подавленности, апатии, негативные эмоции, сохранение самообладания, выдержки, функций внимания, памяти и т.д.

Возникающие в ходе боевой активности личного состава спецназа  Минюста России при выполнении служебно-боевых задач состояние психологической неустойчивости сознательно подавляются, уменьшаются до минимальных, не оказывая существенного влияния на протекания и результаты боя, в районах ведения боевых действий, проведения зачисток местности, на блок-постах.    

К физиологическим показателям психологической устойчивости отнесены следующие факторы: отсутствие у сотрудника спецназа значительной напряженности  тремора, скованности в движениях, нарушения координации, упадка сил, ухудшения самочувствия.

В ходе выполнения служебно-боевых задач, в иных экстремальных ситуациях в ходе исполнения служебных обязанностей, у бойца спецназа незначительно изменяется пульс, тембр голоса, частота дыхания, окраска и влажность кожных покровов. При изучении психологической устойчивости подчиненных сотрудников спецназа, важно знать, чем определяются ее границы и область. Возникновение сложных, нестандартных  условий в ходе выполнения служебно-боевых задач, вызывает повышенное психическое и физическое напряжение, уменьшая  этим  область психологической устойчивости. Профессиональные возможности сотрудника  ОСН определяют  субъективные границы его психологической устойчивости. Они индивидуальны  и зависят от профессиональной обученности, натренированности, личных особенностей сотрудника ОСН, характера и глубины мотивации на выполнение служебно-боевой задачи. Объективные границы психологической устойчивости определяются требованиями и условиями несения службы в зонах “ЧС”, ведения боевых действий. Завышенным требованием и тяжелым условием выполнения служебно-боевого задания – сотрудник ОСН противопоставляет свою психологическую устойчивость.

Среди направлений поддержания и повышения психологической устойчивости и боевой активности выделяют следующие:

  • профессионально — деятельное 
  • социально – психологическое
  • индивидуально – психологическое.

В профессионально – деятельном  направлении существуют различные пути поддержания и повышения психологической устойчивости.

Например: — знание и грамотная эксплуатация личного оружия и спецсредств;

—  формирование и поддержание навыков ведения боя в различных условий;

  • профессионально-психологический отбор и распределение сотрудников ОСН по должностям с учетом их характерологичес-ких особенностей и личных  качеств;
  • учет, контроль и дозирование психической нагрузки каждого сотрудника спецназа соизмеренный с особенностями его профессии и личными особенностями;
  • объективно оценка результатов служебно-боевой деятельности каждого сотрудника ОСН;
  • отработка слаженности служебно-боевой деятельности в ходе выполнения служебно-боевых задач;
  • обучение сотрудника спецназа адекватной самооценке результатов своей служебной деятельности;
  •  проведение специальных тренировок, имитирующих условия служебной деятельности, приближенных к экстремальным ситуациям в ходе несения дежурств по отделу спецназа;    
  • индивидуальная и в составе дежурной смены отработка вариантов несения службы, выполнения служебно-боевых задач с использованием тренажерной аппаратуры;
  • поддержание высокого уровня физической натренерованности и выносливости;

К  социально-психологическим можно отнести:

  • постоянное и полное информирование личного состава ОСН об  условиях и  особенностях предстоящих мероприятий;
  • формирование и сплочение штурмовых отрядов;
  • правильный подбор, расстановка и комплектование штурмовых отрядов, дежурных смен с учетом индивидуально-психологичес-ких качеств сотрудника ОСН Минюста России;
  • разбор и анализ причин гибели сотрудников Минюста России ,как одно из средств выработки психологического настроя на выполнения  своих должностных обязанностей и устранения благодушия, самоуспокоенности, халатности и т.д;
  • обеспечение  психологической и функциональной совместимости в штурмовой группе;
  • поддержание ситуативно-необходимого стиля руководства ОСН, штурмовой  группой со стороны его старшего;
  • повышение культуры взаимодействий  в подразделениях ОСН;
  • профилактика негативных  социально-психологических явлений и процессов в подразделениях ОСН;
  • создание и поддержание необходимых товарищеских, профессиональных и деловых отношений в ОСН;

К  индивидуально-психологическим  относятся:

  • знание личностных особенностей каждого сотрудника спецназа;
  • воспитание у сотрудников ОСН таких качеств, как чувство личной ответственности и дисциплинированности, смелости и решитель-ности, хладнокровия и разумной инициативы.
  • конкретная профессиональная, специальная и психологическая подготовка к каждой служебной командировке в зону “ЧС”;
  • постоянное  поддержание достигнутого уровня профессиональной натренированности;
  • недопущение длительных перерывов в боевой подготовке сотрудников ОСНаз;
  • планомерный ввод спецназовцев-стажеров в повседневную служебную деятельность с постепенным увеличением сложности служебных задач;
  • сохранение психического и физического здоровья путем использования методов психической саморегуляции и коррекции психических состояний.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector