ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВУЗОВСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.А.Снытко, С.А.Филиппова, Институт географии СО РАН, Иркутский государственный университет

Утверждение геоэкологии в рамках системы географических наук требует совершенствования вузовских программ и учебников по физической географии. К сожалению, геоэкологические взгляды до сих пор не нашли в них отражения.

Геоэкология призвана изучать современные комплексные образования — геосистемы, переменные состояния окружающей среды, обусловленные совместно действующими природными и антропогенными причинами. Важно устранить геоэкологические проблемы — неблагоприятные с точки зрения интересов общества последствия хозяйственной деятельностью человека, с одной стороны, и динамичные катастрофические явления, вызванные природными обстоятельствами и принимающие масштабы стихийного бедствия, с другой.

С геоэкологическим подходом связана необходимость систематизации разноплановых данных о нерациональном природопользовании и негативных последствиях хозяйственной деятельности, иллюстрирующих современные учебники и учебные пособия по физической географии и охране природы. Новый взгляд на проблему рациональною природопользования с позиций геоэкологии позволит создать стройную и логически обоснованную стратегию взаимодействия человека и природы, непременным условием которого явится возобновление жизнеобеспечивающих естественных ресурсов, сохранение экологического равновесия в геосистемах.

Природоохранные разделы в вузовских программах и учебниках по специальности «Физическая география» с геоэкологических позиций должны включать следующие информационные блоки:

  • о ландшафтной структуре территорий в рамках физико- географических стран, зон и провинций;
  • о видах антропогенного воздействия на ландшафты и их устойчивости к данному воздействию;
  • о степени антропогенной трансформации ландшафтов, изменении их функциональной структуры и вещественно-энергет ического обмена;
  • о результатах географической экспертизы хозяйственных проектов и мерах защиты и улучшения качества окружающей природной среды.

В курсах физической географии должны шире применяться ландшафтные карты, карты охраны природы, отдельных компонентов природы. Их анализ обучающимся позволит ярче представить геоэкологическую ситуацию и возникающие проблемы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector