Особенности преподавания «Контроля качества» студентам гуманитарных специальностей

Волохова Е.А.

Иркутский государственный университет (ИГУ)

В период централизованной плановой экономики в нашей стране действовал ряд нормативных актов, защищавших потребителей товаров и услуг. Однако в рыночных условиях, с появлением большого числа самостоятельных предприятий и организаций, предоставляющих широкий спектр товаров и услуг, использующих мощные средства рекламы, ранее существовавшие правовые средства защиты потребителей оказались недостаточными.

Сегодня подавляющее число хозяйствующих субъектов решают свои организационно-технические и экономические вопросы самостоятельно. Отсутствие вышестоящих отраслевых организаций, которые могли бы контролировать их работу, несовершенное налогообложение и многие другие факторы не способствуют повышению качества услуг, продукции.

Качество — основная цель стандартизации и подтверждения соответствия. Из опыта известно, что качество бывает плохое, хорошее и отличное. Качество определяет совокупность характеристик услуги, позволяющих удовлетворить установленные и планируемые потребности.

До настоящего времени общество разделяло понятия «качество продукции» и «качество услуг», но в социальный язык входят новые понятия: «качество образования», «экономика качества», «качество технологии и менеджмента», «система качества», «всеобщее управление качеством», «качество жизни», охватывающее все стороны жизни и деятельности человека (качество воздуха, воды, пищи, жилья, общественной и личной жизни, работы и т.д.)

По Закону РФ «О защите прав потребителей» граждане РФ имеют право «на надлежащее качество и безопасность товаров, работ и услуг» [1].

Основой конкурентоспособности является качество. Несмотря на то, что в конкурентоспособность входит цена, сроки поставки, производительность, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, по результатам опросов качество занимает 70%                   «весомости»            всех                   показателей конкурентоспособности. В конечном счете, именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики при выборе продукции. Этот фактор заставляет российских производителей изменить традиционно снисходительное отношение к качеству товаров и услуг.

Этот же фактор ставит определенные задачи перед преподавателями при подготовке специалистов, как технического, так и гуманитарного профиля. Необходимость             преподавания                                    дисциплин

«Стандартизация, метрология, сертификация» и «Контроль качества» продиктованы временем — «Бизнес рождается и живет своим качеством и умирает, когда оно становится ненужным» [2].

Для обеспечения необходимого уровня качества нужна не только соответствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и хорошо отлаженная организация работ, в том числе четкое управление качеством.

При изучении и практической организации управления качеством необходимо иметь в виду, что данный предмет тесно соприкасается с такими дисциплинами, как менеджмент, метрология, стандартизация, статистика, управление персоналом, маркетинг.

Поскольку качество формируется в процессе создания продукции, первостепенное значение для управления качеством имеют знание технологии работ и организации производства продукции или услуг, с тем чтобы охватить весь производственный процесс, не оставив ни один этап без контроля и воздействия. Овладение этими знаниями вызывает большое затруднение у студентов гуманитарных специальностей, в частности офис — менеджеров.

Одна из основных функций управления качеством контроль качества, который осуществляется с помощью соответствующих средств измерений, в том числе организации метрологического обеспечения предприятия.

Применение конкретных методов контроля требует умения пользоваться статистическими методами и вычислительными средствами, и это также вызывает большие затруднения у студентов гуманитарных специальностей.

Ключевой функцией в достижении необходимого качества продукции является мотивация персонала. Практика многолетней и пока безуспешной «борьбы за качество» в нашей стране убедительно показала, что незаинтересованные работники не обеспечат требуемый уровень качества даже при всех других благоприятных условиях. Поэтому знание и применение методов управления персоналом и, особенно, теории мотивации имеет первостепенное значение в управлении качеством.

И, наконец, при управлении качеством требуется знание действующего законодательства в области качества для усвоения производителями и потребителями своих прав, обязанностей и ответственности, связанных с обеспечением качества продукции.

  1. Сюткин Г.Н., Семенов М.Ю. Сертификация безопасности и качества услуг: Учебное пособие М.: «Дело и Сервис», 2003,- 176 с.
  2. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. — 160 с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector