НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Гулов А.П.

Преподаватель английского языка, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов», Старый Оскол

Научно-исследовательская деятельность студентов (далее НИДС) является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи. Научно- исследовательская деятельность содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в институте знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. Привлечение к научно- исследовательской деятельности студентов позволяет использовать их потенциал для решения актуальных проблем в различных отраслях науки и техники.

Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения в магистратуре и аспирантуре и пополнения научных и педагогических кадров института.

НИДС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в научных учреждениях вуза. НИДС осуществляют профессора и преподаватели вуза, сотрудники и аспиранты. Из числа штатных преподавателей и сотрудников вуза назначаются ответственные за научную работу, курирующие организацию НИДС на кафедре вуза.

Студенческие научные кружки организуются при кафедрах, научных подразделениях вуза. В них студенты составляют аннотации и рефераты по отечественной, иностранной специальной литературе, овладевают навыками проведения эксперимента и обработки полученных результатов, проектируют и изготавливают наглядные пособия, лабораторные установки и технические средства обучения, готовят сообщения, с которыми выступают на заседаниях кружков, научных семинарах кафедры.

Таким образом, разрабатываются следующие основные темы научных и научно-методических исследований:

  • проблема совершенствования системы обучения английскому языку в средней школе, лицее, спецшколе;
  • совершенствование               комплексной               профессионально- ориентированной системы языковой и методической подготовки в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий по английскому языку;
  • проблемные вопросы англистики.

Данные направления НИДС проводятся в русле общевузовской тематики, направленной на совершенствование профессионально- педагогической подготовки учителя. Научно-исследовательская работа кафедры имеет непосредственный выход в учебный процесс, ориентированный на подготовку высококвалифицированных учителей английского языка. Результаты филологических и методических исследований внедряются в практику при разработке и корректировании лекционных курсов, спецкурсов, на практических и семинарских занятиях по английскому языку, в работе проблемных групп, при определении тематики и руководстве курсовыми и квалификационными работами.

Также, считаем целесообразным более подробно рассмотреть такой аспект НИДС, как научно-методическая работа, так как студенты языковых факультетов педагогических вузов получают специальность преподавателя иностранных языков, и соответственно, призваны работать в именно образовательных учреждениях. Таким образом, видится важным уже сегодня научить студентов вести методическую работу, и закрепить данные знания во время активной педагогической практики на 4 и 5 курсах.

Повышение качества подготовки учителей для средних учебных заведений разного типа (школ, гимназий, лицеев, ПТУ и др.) в значительной степени зависит от уровня учебно-методической работы в педагогическом вузе. Поиск и внедрение наиболее оптимальных методов, приемов профессионального обучения и воспитания студентов, обобщение и распространение передового педагогического опыта, накопленного на кафедрах, — вот главные цели методической работы.

Методическая работа проводится всеми кафедрами, включается в индивидуальные планы преподавателей, её результаты учитываются при подведении итогов деятельности кафедры, аттестации преподавателей, представлении их к ученым званиям, повышении в должности. Одновременно хочется подчеркнуть необходимость привлечения студентов к данным формам работы, что и позволит сформировать у них практические навыки в данной сфере.

Таким образом, значение научно-исследовательской деятельности студентов видится чрезвычайно важным аспектом в формировании личности профессионального педагога. Активно участвуя в разработке учебно- методических комплексов, решая задачи не только чисто научного, но и воспитательного плана, студент, уже являясь молодым педагогом, формирует собственную методическую компетенцию, опираясь на принципы современных методических предписаний, а также учится самостоятельно, опираясь на уже изученные принципы, разрабатывать учебные и внеучебные мероприятия, посвященные изучению иностранных языков. Одновременно, молодой специалист повышает свою лингвистическую компетенцию, так как невозможно мыслить методически, не владея базовым предметом, в нашем случае иностранным языком. Наконец, сегодняшний студент, делающий первый шаги в методике, завтра должен стать профессиональным педагогом- методистом, способным быстро и адекватно реагировать на социальный заказ, на быстро преходящие условия окружающего мира и собственно изменения в языке, поэтому уже сегодня важно сформировать для него устойчивую мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

Литература

  1. Азимов Э.Г. , Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). — СПБ: «Златоуст», 1999. — 472с.
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 3-е издание, переработанное и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 192с.
  3. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: — М: Издательский центр «Академия», 2001. — 272с.
  4. Learn to Read Science. Курс английского языка для аспирантов: Учебное пособие / Руководитель Н.И. Шахова. — 6-е издание, исправленное. — М: Флинта: Наука, 2005. — 360с.
  5. Giancarla Marchi Bendazzoli, Gilberto Berrios Escalante. From ‘Real Life’ Problems to Research // Teacher Development. Making the Right Moves / Thomas Kral. — The Office of English Language Programs of the United Sates Department of State. — Washington DC. — 2004. — 278p.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector