Когнитивно-дискурсивное моделирование словообразовательного гнезда

Курс просеминара «Когнитивно-дискурсивное моделирование словообразовательного гнезда» имеет своей основной целью организацию научно-исследовательской работой студентов.

Теоретические положения, разбираемые в рамках курса, служат основой формирования как общелингвистических представлений, так и навыков исследовательской работы в рамках когнитивного словообразования. Ведущей задачей курса является осмысление студентами деривационной связи как когнитивно-дискурсивного феномена. Это является основой моделирования парадигматических отношений на словообразовательном уровне.

В процессе работы с конкретным языковым материалом студентами осмысляется феномен компактности и диффузности языковой формы, ее словообразовательной структуры, способной к расширению. Другой задачей является проведение лабораторного исследования и построения когнитивно-дискурсивной модели конкретного словообразовательного гнезда. В отношении языкового материла курс имеет два направления – диалектологическое и литературное.

Одна часть студентов занимается моделированием словообразовательных гнезд на материале кемеровского говора, другая – на материале литературного языка. Источниками языкового материала для первой группы служат 1) материалы диалектологических экспедиций кафедры стилистики и  риторики в районы функционирования кемеровского говора, 2) диалектологические словари, объектом которых является кемеровский говор, а также смежные говоры Среднего Приобья.

Источником для второй группы студентов являются словари современного русского литературного языка, кроме того, им предлагается провести ассоциативный эксперимент с целью построения ассоциативного поля вокруг конкретного словообразовательного гнезда, являющегося частью системы современного русского литературного языка. Курсовая работа (см. список курсовых работ) каждого студента посвящена исследованию в обозначенной парадигме конкретного словообразовательного гнезда.

Теоретическая часть всех курсовых работ является стереотипной и представляет собой две теоретические главы: «Дискурсивная концепция деривации» и «Словообразовательное гнездо как система». Третья глава включает в себя результаты самостоятельного исследования языкового материала. Таким образом, формирование лингвистической компетентности студентов идет параллельно с приобретением ими навыков описательной, экспериментальной и аналитической работы.

Данный курс осваивается студентами параллельно с курсом словообразования, что, с одной стороны, облегчает работу, с другой — позволяет рассматривать объект более глубоко.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector