КАЛЕНДАРНАЯ ЛЕКСИКА В ЯЗЫКЕ ТЕЛЕУТОВ

Исследования народных представлений и знаний об окружающей мире представляют наибольший интерес. Это связано с тем, что именно говоры наиболее полно и ярко отражают преломление языка в сознании его носителей. Как получается, что неграмотные старики обладают знаниями о тех предметах и явлениях действительности, о которых они не имеют представления. Так, тюркские племена имеют в своем языке несколько десятков названий мастей коня, наличие которых трудно объяснить, не прибегая к помощи народных знаний, религии, описанию особого способа мышления, условий окружающей среды, где и формировались представления и знания об окружающей действительности.

            Именно народные знания, вобравшие в себя всю силу мысли человека, нашли свое отражение в наиболее важных сторонах жизни (метрология, медицина, календарь, обряды, быт, представления о погоде и прочее). В своей работе мы используем данные календаря телеутов.

            Большое значение для телеутов имело домашнее хозяйство, так как оно было основным подспорьем в кочевой, а позднее и в оседлой жизни народа. В связи с этим актуальным является деление календаря на бытовой, хозяйственный и лунный. Для телеутов также  характерно деление года на сезоны (весна, лето, осень, зима).

            В основе названий месяцев в хозяйственном календаре лежит его функциональная значимость и те природные явления, которые характерны для каждого месяца. Так, май – тарлу айы (месяц пашни); июль – од айы (месяц прополки хлеба); сентябрь – оргак айы (месяц выдергивания хлеба); февраль – чел//т’ел айы (месяц ветров); март – ажыг айы (конец, перевал зимы, последний зимний месяц) [Функ 1993: 260-261].

            Лунный календарь в своей основе имел разделение согласно фазам луны и народным приметам, а также религиозным представлениям, обрядам. Так, апрель – ереңис ай («ни то, ни се», наступает при прохождении созвездия мäчин мимо луны в 6-й день новолунья (алты йаң)). Май – кÿÿк ай («кукушечий», в 4-й день(тöрт йаңда)); декабрь – куран ай (месяц появления рогов у косуль, в 14-й день).

            Год делили  на летний (йас – букв. «весна») и зимний ( «кÿс»- букв. осень).  При этом летняя часть начинала с появления первой травы и вскрытия льда, а зимняя приходила с первым снегом.

            Помимо годового цикла, у телеутов существовало представления о 12-летнем цикле, где выделялись «год мыши», «год коровы», «год тигра», «год болотной птицы, похожей на утку», «год змеи», «год лошади», «год барана», «год курицы», «год собаки», «год кабана». Графически они располагались по кругу. Внутри круга были изображены солнце (кÿн), утренняя звезда (кÿнниы чолмоны), луна – месяц (ай), вечерняя звезда (айдың чолмоны). С этим календарем связаны пре сдтавления о «хороших», «легких» — «плохих», «трудных» годах в жизни человека.

            К сожалению, в настоящее время подобные календари практически вышли из употребления. На смену им пришел русский, христианский календарь. Знания о календарях остались лишь в присказках, поговорках и некоторых обрядах телеутов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector