СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В ФУНКЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Функциональный аспект, сочинительные конструкции, денотативная, концептуальная и экспрессивная сфера.

1. Лингвистический анализ художественных функций языковых средств целесообразно проводить на основе представления содержания литературного произведения в виде трех его разновидностей (сфер): денотативный, концептуальный, экспрессивный (И.Р. Гальперин, Л.Г. Бабенко), а также пронизывающего их подтекста (Л.А. Голякова). Это общее положение в равной степени касается и сочинительных конструкций. Пути такого анализа можно проиллюстрировать романом М. Булгакова «Белая гвардия», где сочинительные конструкции являются доминантными сочинительными единицами.

2. Денотативный аспект содержательного пространства – это описание отраженного в романе объективного мира в виде набора иерархически организованных ситуаций (глобальных, макро- и микроситуаций), охарактеризованных и интерпретированных автором. Глобальная ситуация – война 1918-19 гг. в г. Киеве. Начало военных действий представлено серией макроситуаций. Чрезвычайно значим для понимания идейного смысла зачин романа «Белая гвардия». Два предложения с четырьмя сочинительными союзами (три И, одно А) – ключ ко всему произведению, дающий читателю общий ориентир и настрой:

Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918 от начала революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: вечерняя Венера и красный дрожащий Марс.

Семантика аналогичности, гармонии союза И обусловливает параллелизм морфологического строения фразы, педалирующий основную тональность начальных строк романа. Влияет И и на отбор лексики, синонимически сближая слова «велик и страшен», а также звезды Венеру и Марс их предзнаменований, а союз А антонимически противопоставляет словосочетания «летом солнцем, а зимой снегом» при общем понятии настораживающего обилия, избыточности. Развертывание начальной информации посредством нанизывания сочинительных союзов (год и страшен, и велик, и обилен, и две звезды-предвестницы) как бы намечают мрачную перспективу трагического исхода событий в последующем изложении.

3. Лингвистический анализ концептуальной сферы художественного текста предполагает выявление и анализ его базовых концептов. Под художественным концептом подразумевается понятие в индивидуально авторском рациональном и чувственном осмыслении, во всех текстовых и подтекстных реализациях слова, передающего понятие, во всех его контекстуальных семах и ассоциативных связях, иначе говоря, в совокупности его эксплицитного и имплицитного значений. Всю полноту такового можно выразить только совокупностью языковых средств, включающих, помимо слов как прямых знаков понятий, также грамматические формы и синтаксические конструкции разных типов. В романе «Белая гвардия» по меньшей мере три ключевых концепта: с одной стороны, гражданской войны, с другой – концепты дома и любимого Города, которые противопоставлены друг другу по их объективной сути и по оценке автора и персонажей. Все смыслы, составляющие суть названных концептов, в той или иной степени «обслуживаются» высказываниями с сочинительной связью как структурно-семантическими репрезентациями общих понятий войны, дома, Города.

4. В зеркале сочинительных высказываний может быть наблюдаема и экспрессивная ипостась романа «Белая гвардия», т.е. его воздействующая сила.

Изучение экспрессии сочинительных конструкций удобно осуществлять по трем направлениям: определение причин их выразительности, условий ее возникновения и самого́ результата, т.е. силы и характера создаваемой экспрессии.

Причиной, несомненно, становятся авторские интенции: желание и умение субъекта  речи употребить сочинительные структуры таким образом, чтобы обеспечить их художественно-эстетическое воздействие на читателя.

Условия проявления потенциальных экспрессивных свойств могут быть как вне- так и внутрилингвистическими. К экстралингвистическим факторам следует отнести личность автора, предмет сообщения, характер описываемой ситуации и вертикальный контекст (фоновые знания. пресуппозиции). Интралингвистические условия разнообразны. Их нужно разделять на языковые, точнее речевые, и композиционно-речевые. К речевым условиям относим: звуковой и интонационный рисунки сочинительных высказываний, их структурно-семантические особенности, лексические, грамматические и пунктуационные факторы. Композиционно-речевая обусловленность выразительности сочинительного союза в абсолютное начало текстовых фрагментов, в участи союза в фигурах речи, в монтажных формах речи и в «золотом сечении» художественного произведения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector