ПЕРЛОКУЦИЯ КАК ВЕКТОР РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникативный подход на современном этапе развития науки выходит  в различные ее отрасли: интенсивно развивается такое направление юриспруденции, как государственная и правовая коммуникация (их субъектами  выступают власть и народ, законодательная и законоприменительная ветви власти и др., ́ широко представлено коммуникативное видение СМИ и журналистики.  В эту гносеологическую парадигму включается и дидактика. Так, филолог В. Тюпа и историк Ю.В. Троицкий вводят понятие «коммуникативная дидактика», Л.И. Гурье говорит о дидактической коммуникации; нетрудно найти и примеры использования понятия «коммуникации» и у других современных теоретиков педагогики. Подобным образом – через понятие коммуникации —  можно моделировать научную, рекламную, информационную и т.п. формы деятельности На базе коммуникативного подхода формируется общее понятие коммуникативистики как самостоятельной отрасли знания, со своими предметом и проблематикой. Получила широкое распространение формула информационной коммуникации, предложенная американским социологом и теоретиком коммуникативистики Г. Лассуэлом: кто говорит, что говорит, с помощью каких средств, к кому обращается и с каким результатом  близкая к формуле Дж. Остина, описывающей структуру речевого акта. Его компоненты широко известны в науке: иллокуция (речевое намерение), локуция (процесс осуществления намерения) и перлокуция (результат воздействия на адресата

Как представляется, учет перлокутивного компонента – слабое звено отечественной коммуникативистики во всех ее разновидностях. Ориентация исключительно  на иллокуцию  выводит коммуникативные процессы из их полноценного бытия, нередко ограничивая анализ коммуникативных результатов их генетическими аспектами (реконструирование опредмеченной в результате  иллокуции). Однако коммуникативный акт не заканчивается созданием коммуникативного (речевого) произведения, которое после создания начинает жить «собственной жизнью», проявляющейся в его взаимоотношениях с потребителем-адресатом. Коммуникативная деятельность последнего не может быть сведена к распредмечиванию иллокуции, она представляет собой самостоятельную и нередко креативную деятельность. В нее, разумеется, включены такие компоненты, как формирование образа автора, его иллокуции (замысла), но в этом новом статусе иллокуция уже не может претендовать на функцию носителя истинного, подлинного и т.п.  смысла речевого произведения

Во многих сферах коммуникативистики результат коммуникации и его качество оцениваются в них не по перлокутивному эффекту, а по соответствию конвенциальным нормам, формируемым вне сфер их воздействия на адресата-реципиента, хотя очевидно, что коммуникативный процесс – это процесс взаимодействия как минимум двух коммуникантов, а результат их взаимодействия заключен в реакции адресата. Так языковой коммуникации хорошая (качественная) речь отождествляется с правильной речью, которая в свою очередь отождествляется с безошибочной речью. Эту редукцию коммуникативного процесса и позиции адресата в нем мы неоднократно отмечали и описывали в таких сферах, как орфография и пунктуация, герменевтика текста, правовая коммуникация, художественная коммуникация как чтение. В настоящем докладе представляются результаты таких исследований.

В частности, применительно к дидактической коммуникации к выводу о необходимости и важности учета перлокуции приводит то обстоятельство, что понимание качества результатов образовательного процесса в отечественной дидактике редко увязывается с ней (хотя зачастую в той или иной мере ее значимость декларируется), оценка качества коммуникации в лучшем случае ограничивается бессистемной квалификацией поверхностных проявлений коммуникативной деятельности. Важно написать (сказать) правильно, а на вопрос о том, какую роль играет правильное (или неправильное) написание на восприятие и интерпретацию. текста .

В отношении к художественному тексту также наблюдается перенос акцентов на позицию автора текста, то есть на иллокуцию. Интерпретация художественного текста во многих работах сводится к пониманию художественного замысла. В презумпциях школьного чтения предполагается наличие некоей правильной интерпретации, ассоциируемой с авторским замыслом (иллокуцией). Качественное (правильное, адекватное) прочтение художественного текста в школьно-методической литературе (а нередко и в научной) обычно трактуется как реконструкция авторского замысла.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector