ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕЙ ОТЦА ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ

Павел Александрович Флоренский, русский ученый, религиозный философ, закончил физико-математический факультет Московского университета и стал студентом Московской духовной академии при Троице-Сергиевой лавре, поставив перед собой цель: «произвести синтез церковности и светской культуры, воспринять все положительное в учении церкви и научно-философском мировоззрении вместе с искусством».

Мы рассмотрим некоторые материалы, или аспекты его работ, с целью перенесения их на современную лингвистику как возможных путей для дальнейших исследований. Первый выявленный нами момент посвящен исследованию Интернета. Конечно, отец Павел Флоренский не писал о лингвистических исследованиях данного объекта, тем не менее, мысли, высказанные им по поводу различных типов мышления, вполне можно отнести и к глобальной сети: «<….> в этой сетчатой ткани и промыслившему ее – вовсе не сразу видны все соотношения отдельных ее узлов и все, содержащиеся в возможности, взаимные вязы мысленных средоточий и ему, нежданно, открывается новые подходы от средоточия к средоточию, уже закрепленные сетью, но без ясного намерения автора. Это круглое мышление, способ мыслить и прием излагать созерцательно, называемый восточным <…>» [Флоренский 2000: 35].

Термин «круглое мышление» восходит к Пармениду: бытие шаровидно, мысль и бытие одно; следовательно, мысль шаровидна, кругла. Сегодня, когда прошло более двадцати лет после запуска первых серверов (стоит отметить, что первоначально Интернет являлся военной разработкой и должен был использоваться как система связи между важными объектами обороны), большинство людей в мире не могут представить себе жизнь без этого источника информации и коммуникации. На данный момент есть многочисленные работы, посвященные языку Интернета, анализу дискурса –   и можно сказать, что Интернет используется, прежде всего, как материал для исследований: весьма уникальный и бесконечный. 

Тем не менее, в связи с приведенной цитатой отца П. Флоренского считаем, что возможно проведение исследований, направленных на выявление законов распределения различных видов лингвистической информации, структур (различные кибернетические системы), а также особенностей ее восприятия и использования представителями различных наций и психологических типов.

Второй отмеченный нами момент: исследование такого явления, как шепот. Отец П. Флоренский пишет: «<…> Бог явился пророку Илии не в бурном ветре, не в землетрясении и не в огне, но как «веяние тихого ветра», как «глас хлада тонка» [1: 507]. Сакральность, с которой говорится о шепоте, – явлении Господа, с нашей точки зрения, показывает исключительность данного явления, так как речь идет о феномене, который характерен только для Творца и его творения. С точки зрения прагматики, это явление также уникально. Потому что ни у одного живого организма, обладающего какой-либо системой коммуникации, ничего подобного нет. Мы не спорим, что физиологический механизм шепота изучен, и этим дан ответ на вопрос «как?», но ответа на вопрос «зачем?»  нет.

Третий отмеченный нами момент касается невербальной коммуникации. В настоящее время теме жестовой коммуникации уделяется большое внимание, что обусловлено активной межкультурной коммуникацией. В работах отца П. Флоренского анализируется не межэтническая коммуникация, а иконопись, как слияние языка и визуального образа, то есть вещей, согласно самому Флоренскому противопоставленных. Интересны те объяснения, которые он приводит по отношению к различным техническим приемам этого искусства. Флоренский трактует каждый жест изображенного святого как символ, охватывающий не только религии, но и культуры, и социумы.

Таким образом, приведенные нами выше примеры свидетельствуют о мощности неисчерпанной теоретической базы Флоренского, намного опередившей свое время. И о том, что эти знания еще должны найти применение в современной лингвистике.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector