ИНТЕРНЕТ-ЭГОИСТОРИЯ КАК ПИСЬМЕННЫЙ РИТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР

Понятие «эгоистория» введено Ю. Л. Троицким в значении сюжетного повествования о собственной жизни, имеющего свою интригу и не совпадающего ни с автобиографией как нормативно жестким письмом, ни с автопсихологией [Троицкий 1996: 58]. Одним из видов рассказа о себе является личный Интернет-дневник – так называемый блог.

Жанровая специфика Интернет-эгоистории обусловлена промежуточным положением между полноценной и неполноценной речевой ситуацией, между жанрами устной и письменной речи.

С точки зрения структуры, Блогявляется веб-сайтом, содержащим регулярно добавляемые дневниковые записи, организующие его как единое целое (эгоисторию). Он расположен на Интернет-ресурсе вместе с аналогичными блогами, и является особым субстратом данного типа текста.

Особенность композиции эгоистории в Интернете складывается из двух основных признаков:

— незавершённость (повествователь может продолжать рассказ в течение всей жизни),

— дискретность (текст не един, а разбит на записи о событиях какого-то отрезка времени).

Из трёх условий, при которых речевая ситуация является полноценной [Падучева 1996: 196] в Интернет-эгоистории реализуются первые две: единство пространства, единство времени, наличие в речевой ситуации обоих коммуникантов.

Единство временного плана в блоге обеспечивается тем, что все реплики собеседников, как в живом диалоге, даны разом, и связь между ними остаётся такой, как в «живом диалоге» [Якубинский 1986: 26]. Таким образом, блог является единым пространством, в котором развивается коммуникация.

Вместо реальных коммуникантов Интернет-эгоистория предполагает образы автора и читателя. Образ автора представлен в четырех субъектах: субъект сознания, субъект речи, субъект дейксиса, субъект восприятия.

Как и в традиционном дневнике, субъект сознания и субъект речи сближены, но в меньшей степени в связи с ориентацией на читателя.

Субъект восприятия (или наблюдатель) сближен с объектом изображения, потому что он наблюдает сам за собой. Но, например, в тексте с повествованием от 3-го лица субъектом восприятия становится наблюдатель со стороны, который ведёт речь об объекте повествования – о себе.

Субъект дейксиса – это точка отсчёта, относительно которой расположены объекты (эгоцентрические элементы) в изображённом пространстве.

По степени конкретности эгоцентрические элементы делятся на четыре уровня:

1. Собственно наименования – это названия, которые не заменимы более конкретными: личные имена, точное время, названия улиц, городов, мероприятий.

2. Абстрактные наименования не называют объекты конкретно. Такие понятия, как скоро, вчера, сменаболее частотны, чем первые. В текстах данные элементы сопровождают описание эмоционального состояния субъекта.

3. Эгоцентрические элементы со значением эксплицитной коннотации: существительные со значением состояния, наречия, глаголы, выражающие отношение, притяжательные местоимения и др.

4. Элементы с имплицитной коннотацией почти растворены в тексте. Предложение Что же  такое?не имеет эксплицитного субъекта, но форма вопроса уже заключает в себе отношение.

Особое значение субъекта дейксиса обусловлено тем, что за счёт дейктических элементов коммуникативная ситуация достраивается – т.е. стремится к тому, чтобы обрисовать пропозицию и объединить в ней коммуникантов, тем самым приближаясь к полноценной.

Образ читателя выражается в форме второго лица и имеет три типа.

 1. «Всякий ты, ты вообще» [Пешковский 1938: 340], предполагает обращение к себе как к другому – в форме «ты», а также к любому человеку, читающему текст.

2. Адресатный «ты». Это обращение к каждому из читателей в отдельности. Через включение предполагаемого читателя в вымышленную ситуацию повествователь повышает степень вовлечённости читателя в собственные переживания.

3. Конкретизированный «ты». Обращение к конкретному лицу.

Помимо структуры, композиции и субъектной организации для выявления специфики Интернет-эгоистории необходимо рассмотреть используемые в ней способы речевого воздействия.

Письменная речь лишена некоторых преимуществ устной, и в то же время обладает и такими приёмами, которые или недоступны устной или представляют собой эквивалент какой-то из её возможностей.

1. Графические особенности текста:

— метаграфемика — особенности расположения текста на странице, например центрирование или выравнивание по правому краю;

— игра текстовыми стилями приёмами курсива, подчёркивания, зачёркивания, разрядки, благодаря чему имитируются особенности устной речи;

— прописные буквы, которыми выделяются целые слова и предложения;

2. Особенности пунктуации:

— более активное использование тире, скобок и запятой, разделяющих текст на интонационные и смысловые фрагменты;

— расстановка вопросительного и восклицательного знаков по два-три подряд для усиления эмоциоальности;

3. Выбор слов и выражений:

— высокая плотность эмоционально окрашенной лексики;

— использование эвфемизмов;

— создание новых слов;

4. Художественные элементы: метафоры, сравнения, гиперболы и др.

5. Суперсегментные элементы, например составляющие эмфазы:

— повторяющаяся мелодика;

— паузационный ритм;

— темпоритм, т.е. ритм с регулярным ускорением и замедлением;

Таким образом, промежуточное положение жанра Интернет-эгоистории реализуется на различных уровнях организации текста и обуславливает её специфику.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector