ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ НОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

Норма, речь, постулаты речевого общения, коммуникативные качества хорошей речи

1. Понятие коммуникативной нормы определяется исследователями по-разному (в зависимости от аспекта рассмотрения речи – статического или динамического): как правила отбора языковых средств и построения высказываний (текстов) [Анисимова 1987: 3], как правила речевого поведения [Захарова 2001: 177], как соответствие правилам ведения разговора (например, максимам Грайса) и правилам построения текста того или иного типа [Маслова 1992: 366].

2. В качестве составляющих коммуникативной нормы исследователи выделяют не только нормы стилистические и жанровые, но и нормы использования невербальных средств [Ипполитова и др. 2004: 175; Анисимова 1988: 65]; языковые нормы «в чистом виде» и внелингвистические элементы (базовые знания о существующих и/или существовавших ранее культурных концептах данной языковой среды, о стандартных способах структуризации и категоризации понятийного пространства и т.п.). В результате понятие коммуникативной нормы оказывается «довольно расплывчато» [Новикова 2006: 94].

3. В качестве еще одного компонента коммуникативной нормы называют этикетные нормы (правила речевого этикета) и – шире – этические [Захарова 2001: 178; Виноградов 1996: 126]. Однако существует иная точка зрения, согласно которой не этические нормы входят в коммуникативные и подчиняются им, а «…коммуникативные нормы «подчиняются» этическим: если эти нормы вступают в противоречие, то приоритет должен принадлежать этическим нормам…» [Ипполитова и др. 2004: 165]. В итоге признается взаимосвязь этических и коммуникативных норм и тот факт, что разделить их можно условно.

4. Принципы и постулаты речевого общения (именно к ним обращаются исследователи при описании коммуникативной нормы) содержательно близки коммуникативным качествам хорошей речи. Например, один из постулатов «катего­рии качества» Г.П. Грайса (не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований); «постулат релевантности» (не откло­няйся от темы, говори по существу [Грайс 1985: 222]), «принцип последовательности» (релевантности ответной реплики) [Введенская и др., 2000: 173] связаны с коммуникативным качеством логичности как соблюдением в речи законов формальной логики (именно так по­нимается логичность в [Голуб, Розенталь 1997: 18]).

5. Если коммуникативную норму не отождествлять с коммуникативно-прагматической, выделяемой в рамках современной культуры речи и соответствующей ее коммуникативному аспекту, а понимать эту норму широко как норму общения, то она может быть рассмотрена в качестве системы таких норм, как: культурно-речевая норма (норма языка и норма речи) и норма использования паралингвистических средств общения. Последний тип нормы рассматривается в составе коммуникативной нормы на том основании, что «хотя паралингвистич. средства, не входя в систему языка, не являются и речевыми единицами, тем не менее речевое сообщение не может быть фактом коммуникации без паралингвистич. сопровождения» [БЭС 1998: 367].  Взаимосвязь этой нормы с нормой речи проявляется  в существовании фонационных паралингвистических средств, к которым относят тембр речи, ее темп, громкость, типы заполнителей паузы, мелодические явления и которые неотделимы от вербальных средств.

Норма языковая понимается традиционно как «совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации» [БЭС 1998: 337].

В рамках речевой нормы в зависимости от аспекта рассмотрения речи можно выделить нормы текстовые и нормы речеповеденческие.  Текстовые нормы – это правила построения письменного или устного текста, обеспечивающие его связность, цельность, адекватность авторской интенции, а также среднестатистические языковые характеристики текстов определённой стилевой, жанровой и индивидуально-стилевой принадлежности. Речеповеденческие нормы – правила речевой деятельности (речевого поведения), исторически сложившиеся в том или ином социуме.

На основе сопоставления коммуникативных качеств хорошей речи и постулатов речевого общения в рамках речевой нормы (и текстовой, и речеповеденческой) можно выделить следующие тесно связанные между собой типы норм: нормы функционально-стилистическая и жанровая, ситуативная, информационно-речевой, логико-речевая (формально-логическая и предметно-логическая), этико-речевая и эстетико-речевая.

Таким образом, коммуникативная норма представляет собой систему норм, описание и уточнение которой в наше время чрезвычайно актуально.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector