СОЮЗ И И ЕГО ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

1. Смена лингвистической парадигмы со структурно-семантической на функционально-коммуникативную обусловила пристальное внимание исследователей к единице языка в ее конкретном применении. Язык рассматривается прежде всего в качестве инструмента выполнения определенных прагматических установок, выражения тех или иных отношений адресата и адресанта. Выбор каждой языковой формы обусловлен ее функцией и зависит исключительно от намерения, замысла автора.

2. Рассмотрение функций союза И в художественной речи основывается на результатах изучения значений сочинительных конструкций (Холодов Н.Н., Давыдов И.И., Ильенко С.Г., Санников В.З. и др.). Именно результаты структурно-семантического описания данных высказываний привели к обнаружению заложенных в них парадигматических отношений и к постановке новой задачи перед современной лингвистикой – объяснения целесообразности употребления языковых фактов в речи.

3. Исследование функционирования сочинительных союзов и конструкций с ними только начинается. Однако уже становится ясно, что помимо своей основной задачи – соединять, эти служебные слова могут выполнять различные речевые функции (Кручинина Н.И., Сигал К.Я., Бакалова З.Н. и др.).

4. Наиболее перспективными представляются следующие пути изучения сочинительных единиц в коммуникативно-функциональном аспекте языка, предложенные И.Н. Кручининой:

— исследование их текстообразующих строевых функций (в плане композиционной организации текста);

— изучение текстообразующих стилистических функций (в плане построения содержания текста);

— исследование контекстуального прочтения предложения с сочинительной связью через текст как продукт акта коммуникации.

Другими словами, через призму сочинительной связи можно проследить как предложение «влияет» на текст и как текст, в свою очередь, «воздействует» на предложение. Второе направление, безусловно, более сложно, но и более интересно.

5. Под текстообразующей строевой ролью союза понимается стимулирующая функция в построении текста, в обеспечении его динамики. Передавая семантику гармонии, сходства, союз И выстраивает линию поступательного развития текста, конструирует его, т.е. способствует образованию речевой цепи, длина и характер которой определяется исключительно коммуникативными установками автора.

Формируя горизонтальный и вертикальный контекст, соединяя разные по удаленности друг от друга и объему компоненты текста, союз способен вывести на поверхность важные скрытые смысловые оттенки.

6. Помимо воздействия на композиционную организацию текста, союз И способен влиять и на построение содержания текста, его смысловой структуры, передавать движение эмоционального тона, обусловливать появление добавочной субъективности, оценочности.

Безусловно, было бы преувеличением говорить об экспрессивности союза И как единицы языка. Подобно многим другим лингвистическим средствам он обладает лишь потенциальной экспрессивностью, которая реализуется в определенных речевых условиях. Так, экспрессивное напряжение возникает при выходе союза за пределы своего основного значения следования и вступлении в зону действия других форм. Например, в фразе «Хотел забыть– и не мог» союз И выступает в значении союза НО. Многие стилистические фигуры речи (полисиндетон, апозиопеза, анадиплозис и др.) создаются при помощи сочинительного союза. Их экспрессивность обусловлена и семантикой, и прагматическими потенциями служебного слова.

Выявление и систематизация условий возникновения коннотативных приращений у союза И при его функционировании в тексте произведения может пролить свет на художественную роль этой языковой единицы.

7. Установление целесообразности и уместности употребления высказываний с союзом И, установление их роли в формировании или актуализации конкретных оттенков значения и способности формировать и развивать художественный текст может помочь в интерпретации художественного текста, прочтении авторского замысла.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector