ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ И ЦВЕТОВОЙ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

Весь окружающий нас мир – это взаимодействие знаковых систем различной природы. Знаки являются составляющими любой сферы человеческой деятельности, так как основная функция знаков – функция замещения. 

Знаки существуют не изолированно, они вступают между собой в определенные отношения, между знаками существует связь, так как мы интерпретируем тот или иной знак только с помощью другого знака. Знак воздействует на человека, вызывая у него определенные образы, ассоциации, чувства, эмоции, что тоже является знаком.

Цвет является одной из главных составляющих жизни человека. Благодаря цвету человек способен воспринимать мир, реагировать на него. Цвет – один из главных элементов гармонии жизни. Как и слово, цвет имеет семантику, которая выражается в импрессивном, экспрессивном и символическом аспектах жизни человека.

Однако человек чаще меньше замечает воздействие цвета, чем сам вещный мир. Однако мы не задумываемся над тем, что благодаря цвету способны различать объекты действительности, пользоваться ими. Именно цвет помогает воспринимать и категоризовать действительность. Даже образы воспринимаемых объектов мы считаем полными и понятными тогда, когда они достигают в нашем сознании цветового оформления.

В последнее время большое внимание уделяется внешнему оформлению действительности. Особенно это заметно в оформлении коммерческих заведений, основной целью которых является привлечение внимания посетителей.

При оформлении кафе цвет и слово имеют огромное значение, так как данные единицы являются наиболее важными для создания образа кафе, а также в достижении аттрактивной функции. Чтобы созданное впечатление было положительным вербальное и цветовое оформление кафе должны гармонировать, в обратном случае заведение не будет пользоваться успехом у посетителей, что отразится, в первую очередь, на прибыли заведения.

Цвет и слово отдельно друг от друга имеют разные семантические поля, которые при взаимосвязи названия и цвета могут изменяться.

Экспериментальное исследование данной проблемы позволило выявить, как ведут себя вербальная и цветовая системы в разных условиях.

При анализе результатов эксперимента нами было выявлено три типа взаимодействия вербальной и цветовой семиотических систем.

При пересечении семантических полей  цвета и слова возникают тождественные или ассоциативно сходные смыслы. В таком случае мы имеем дело со своеобразной синонимией и можем говорить о гармоничном сочетании цвета и слова при оформлении кафе. Примером такого сочетания является оформление кафе: «Золотой цыпленок», «NORD», «Кофе-терра»,  «Мультипицца», «Сильвер», «Волнушка», «Золотая осень», «Word pizza», «Суши терра», «Цыплята табака», «Русский хоккей», «Флагман», «Баржа», «Булочная-кондитерская», «Сибирские блины», «Товарищ Сухов», «Блок питания», «Блинный клуб», «Забой», «Солдатское кафе», «Нью-Йорк пицца», «Лагуна».

Название кафе «NORD» ассоциируется с холодом, севером, мороженым, зимой и снегом. Само название предугадывает наличие в оформлении холодных тонов цвета. Оформление основано на преобладании синего цвета. Синий — это цвет неба, моря, воды, глубины. Этот цвет вызывает чувства спокойствия, гармонии, постоян­ства, умиротворения, уюта, мечтательности, полёта. Синий цвет помогает успоко­иться и расслабиться.

В центре ассоциаций находится «холод». За ним следуют соответственно возникающие образы снега, льда, мороза, севера, мороженого, от которых исходит холод.

Синий цвет, который напрямую связан и с названием и с оформлением кафе навевает чувства спокойствия, серьезности, официальности, задумчивости, равнодушия, желание уединения. Это что-то непонятное, манящее.

Если же семантические поля данных единиц не пересекутся, в этом случае цвет и слово вызывают противоположные (антонимичные) ассоциации, тогда мы видим дисгармоничное сочетание вербальной и цветовой знаковых систем («Трёп», «Баварский погребок»).

Ядерными ассоциациями, вызванными названием кафе «Треп», являются пропозиции, непосредственно связанные с семантикой названия («пустая болтовня, вранье») болтовня, сплетни, беседы не по делу. Остальные ассоциации по мере аб­страгирования более или менее связаны с ядерной: семечки, негативные эмоции, споры, забегаловка, неразбериха, громкие споры, русские пьяные, пиво, молодость, расслабленность, разговор, легкое оживление, шум, гам, веселье, шумная компания, смех, деревня, мрак, нечто темное, отталкивающее.

Однако в данном кафе царит спокойная обстановка. В цветовом оформлении ка­фе преобладают коричневый и голубой цвета. Здесь мы наблюдаем сочетание зем­ного и небесного, возвышенного (если разделить помещение кафе на верх и низ, то верхняя часть — потолок и стены являются голубыми, а нижняя — коричневыми). Коричневый цвет ассоциируется с землей, глиной, медведем, домом, деревом, шо­колад, мудростью, теплотой, спокойствием, приземленностью, строгостью, надеж костью, обоснованностью, основательностью, серьезностью, классичностью, хорошим вкусом, разборчивостью, практичностью.

Голубой цвет ассоциируется с небом, океаном, свободой, нежностью, легкостью, надеждой, красивыми глазами, пением птиц, радостью, миром, тишиной, чистотой.

Однако есть случаи, когда мы сталкиваемся с дисгармонией между оформлением кафе и адресатом, так как между собой все элементы оформления  образуют целостность, однако эта целостность отталкивает посетителей («Felix», «Дружба»).

Ядерные ассоциации названия «Дружба» связаны с обстановкой кафе и его  посетителями: лица кавказской национальности, китайцы, пьянка. Однако у людей, которые не были в данном заведении, возникают ассоциации с детством, друзьями, теплом, воспоминаниями, спокойствием. Внешнее цветовое оформление состоит из белого, синего и черного цвета, которые вызывают не теплые ассоциации, а  холодные, действуют отторгающее; внутреннее – из красного, который, наоборот, возбуждает человека, поднимает настроение, связан с радостью, весельем, хорошей компанией. Таким образом, название гармонирует только с внутреннем цветовым оформлением кафе. Однако первая реакция возникает при взгляде на внешнее оформление, поэтому у многих людей, не бывавших в данном кафе,  реакция на гармонирование  цвета и слова скорее отрицательная.

Рассмотренные нами кафе составляют лишь небольшую часть оформления города в целом. Гармония между человеком и действительностью приводит к всеобщей гармонии мира, к ее «красоте». Целостность мира означает взаимопонимание всех его элементов. А чтобы достичь взаимопонимания, необходимо проникать в глубинный смысл каждой единицы, т.к. каждая единица индивидуальна и ценна в своей сущности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector