О МЕСТЕ ЭРГОНИМОВ В ВЕРБАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МЕДИАКОНЦЕПТА НЕФТЬ В ПЕЧАТНЫХ СМИ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕГО РЕГИОНА

Антропоцентризм и выдвижение коммуникации в качестве основополагающего объекта изучения обусловили «дискурсивный поворот» в развитии гуманитарной мысли, стимулировавший, в свою очередь, взгляд на язык как ведущий носитель «социальной власти», конструирующий не только ментально-языковое, но и социокультурное пространство эпохи. Исследование коммуникативно-прагматических и миромоделирующих функций различных дискурсивных потоков современного информационно-речевого континуума предполагает выявление лингводетерминационных механизмов, обусловливающих реализацию максимально возросшей в последнее десятилетие социальной роли СМИ.

Дискурс СМИ, репрезентируя и конструируя общественное сознание, фокусирует и материализует в медиатекстах наиболее значимые для политико-экономической и социокультурной жизни современной России концепты – своеобразные «сгустки смысла», элементы картины мира, формирующиеся на ассоциативно-смысловой основе, имеющие вербально-ментальную сущность и семантически диффузную «слоистую» структуру (см.: [Степанов, 1997] и др.).

Медиаконцепты – это вербально-ментальные феномены, которые, в отличие, например, от художественных концептов (см. о них: [Болотнова 2005]), будучи обусловлены объективными социальными, экономическими, политическими реалиями, порождены и максимально актуализированы именно масс-медийным информационным процессом. Эти семантические универсалии инициированы масс-медиа, «обитают» в коммуникативном пространстве СМИ, имеют ограниченный утилитарно-практическими и социально-политическими факторами жизненный цикл.  Фокусируя и определяя актуальные социокультурные тенденции развития общественного сознания, как правило, медиаконцепты не несут и не транслируют  исторически и культурно обусловленных коннотаций. Одним из таких концептов, крайне значимых сегодня для общественного сознания россиян вообще и жителей нефтедобывающих регионов, Томской области в частности, является медиаконцепт нефть.

Исследование специфики вербальной репрезентации медиаконцепта нефть как ключевой детерминанты общественного сознания жителей Томска и Томской области позволяет выявить миромоделирующий потенциал данного медиаконцепта на основе анализа текстов местных печатных СМИ.

Газета «Томский вестник» — областное ежедневное печатное издание, призванное освещать общественно-политическую, социальную, культурную жизнь Томской области, одно из самых популярных в нашем регионе. Методом сплошной выборки из журналистских текстов 220 номеров этой газеты за 2005 год (именно в это время «нефтяная тематика» была особенно актуальна в связи с «делом Юкоса») нами были выявлены вербальные репрезентанты медиаконцепта нефть, имеющие в своем составе корень нефт или содержащие этот компонент в свернутом виде (в аббревиатурах типа ВНК – Восточная нефтяная компания).

Количественные данные таковы: обнаружено 2181лексическая единица, эксплицирующая данный концепт, то есть, в среднем в каждом из номеров газеты встречается примерно по 9 прямых репрезентантов анализируемого медиаконцепта. (Под прямыми репрезентантами имеются в виду узуальные номинаты концепта и слова, связанные с ними деривационными отношениями (см.: [Орлова 2003])).

 Как показало исследование, более половины из выявленных прямых лексических репрезентантов медиаконцепта нефть в рассматриваемом корпусе газетных текстов являются эргонимами – наименованиями деловых объединений людей (учреждений, корпораций, предприятий, обществ, заведений). [Подольская 1988: 151]. Так, композит нефтехим самостоятельно или в составе более сложных композитов (например, Томскнефетехим) либо дериватов (например, нефтехимический комплекс) встречается 528 раз, композит томскнефть – 515, сибнефть – 76, синлекс нефтяная компания – 68. Среди  эргонимов – наименований предприятий в «нефтяных» районах области — встречаются такие многоэлементные образования, как Сибдорнефтегаз,  Нефтепромбурсервис, Сибнефтегазстрой.

Поскольку имена собственные, в том числе и эргонимы,  «составляют ономастическое пространство, определяемое моделью мира, существующей в когнитивном представлении народа, дающего имена», а «названия никогда не существуют в одиночку, они всегда соотнесены друг с другом» [Исакова, 2008: 3], такое разнообразие «нефтяных» эргонимов и высокая степень их представленности на страницах областной газеты позволяют говорить об исключительной важности анализируемого концепта в региональной концептосфере вообще и медийной ее ипостаси в частности: нефть и все, что с нею связано, мыслится залогом   социального благополучия так называемого «сырьевого региона» и страны в целом, а также основой стабильности позитивного имиджа территории (ср. заголовочные комплексы двух материалов газеты от 03.09.05: 1) Нефть-кормилица. Без этой отрасли невозможно будущее Томской области и 2) Время нефти. Углеводородное сырье возродило Россию после дефолта).

Показательно, что «нефтяные» эргонимы и образованные от них номинации на газетной полосе почти всегда служат актуализации наиболее социально значимых тем и контекстов, структурирующих локально окрашенные модусы самосознания и медиапрезентации регионального социума: предприятия нефтяной отрасли и его работники выступают в роли тех, кто приносит пользу обществу, в таких сферах, как благотворительность (Каждому ребенку — по кусочку счастья. В областном Театре драмы прошла благотворительная елка для 850 ребятишек из 12 детских домов и интернатов. Ее организаторами и спонсорами стали Томский филиал КБ «Газпромбанк», ООО «Томсктрансгаз», ООО «Томскнефтехим» и ОАО «Востокгазпром» (06.01.05.)); спорт и здоровье (Нефтехимовцы пинают и отбивают (13.01.05.); Хилых нефтехимиков не бывает (25.02.05.)); рост и укрепление предприятия и его деловой репутации (Двери в будущее. Подзабытое слово «новоселье» нефтехимики вспомнят уже в ближайшее время. (28.01.05.); «Омский» оптимизм для Томской области. Местные нефтегазостроители отстояли свой авторитет. (14.04.05.)).

Таким образом, одной из ведущих функций эргонимов в качестве прямых репрезентантов медиаконцепта нефть в томской прессе является функция формирования позитивного социального имиджа нефтедобывающего региона в местном медийном коммуникативном пространстве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector