ОБ АНАФОНИЧЕСКОЙ ДОМИНАНТЕ ИДИОСТИЛЯ Н. А. БЕРДЯЕВА

В рамках лингвокреативного подхода идиостиль трактуется как осуществляющийся в рамках того или иного национального языка своеобразный способ организации всех этапов дискурсивной деятельности личности (формирование вербализованного понятия, его формулирование и текстовое воплощение), обеспечивающий самовыражение «духовной индивидуальности». Идиостиль языковой личности складывается в процессе взаимодействия системных свойств языка и духовной активности его носителя. Именно стремление человека к собственной «духовной индивидуальности», т.е. к себе как «выдающемуся и исключительному» [Гумбольдт 1984: 54], возможно «только благодаря перевесу какого-то одного, а значит, исключающего все прочие начала» [Там же], характеризующегося особой концентрацией личностной духовной силы. Стало быть, творческий потенциал языковой личности раскрывается в способности осмыслить особенности системы русского языка и выделить доминанту собственной дискурсивной личности, а также наиболее интенсивно развить стилеобразующие возможности доминантных языковых средств.

Концентрация речемыслительных усилий личности на одном из системных свойств языка ведет к расширению его функциональных возможностей, тем самым оно и становится стилеобразующим центром дискурса. Сосредоточение психического внимания автора на доминанте позволяет описывать ее в системе категорий «языковой образ – языковое представление – языковое понятие». Идиостилевые особенности складываются при выделении (1) господствующей совокупности языковых образов, побуждающей языковую личность образовать понятие собственными силами; (2) преобладающей стратегии формулирования понятия; (3) предпочтительного состава актуализованных представлений, связанных между собой определенным структурным принципом [Катышев, Паули 2006: 50]. Так, в философском трактате Н. А. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» авторская идея о творческом призвании человека в бытии оформилась в виде деривата-темы твор/ч/ес/тво, при этом доминантной дискурсивной стратегией образования указанного понятия является осно́вная анафония (полное/частичное воспроизведение звукобуквенного состава корневой морфемы или мотивирующей основы тематического деривата), а наиболее значимыми представлениями, уточняющими смысловое содержание понятия, выступают перифрастические суждения, сочетающие анафоны (дериваты, формально подобные тематическому слову) и другие языковые единицы. Например, твор/ч/ес/твоконкретизируемое ! творческий акт, способность утверждать, тварное бытие, бытие Творцом, способность претворить нечто в бытие, бытие творческим субъектом, условие тварности, процесс творения, жажда удовлетворенияконкретизаторы.

Выделение и закрепление анафонической доминанты обусловлено основополагающей детерминантой русского языка (языка с преобладающим флективным строением), которая «формулируется как единство тенденций к грамматикализации (совмещению в слове лексического и грамматического) и фузии (превалирующей целостности слова)» [Катышев 2006: 492]. Флективная природа русского языка обусловливает пластичность анафонического комплекса представлений: кроме собственно анафонов (творческий, творить, обоготворить), в его состав входят элементы, связанные с основой деривата-темы позиционным альтернированием (тварный, твердо, тварь,), генетическим родством (претворение, неудовлетворенность). Доминантность анафонии в дискурсе Н. А. Бердяева определяют и сопутствующие детерминанте языкового строя структурные и семиологические свойства деривата-темы творчество: многоморфемное строение мотивирующей основы деривата твор/ч/ес/тво (твор/ч/е/ство), принадлежность егок древнему макрогнезду с индоевропейскими корнями *tuer- : *tuỏr-, а также абстрактный характер семантики.

О доминантном статусе анафонических конкретизаторов в дискурсе Н. А. Бердяева свидетельствует их значимость в формировании индивидуально-авторского понятия, которое осуществляется при сочетании внутри отдельной перифразы анафона с другими языковыми элементами. Анализ совокупности суждений, созвучных деривату-теме, позволяет сделать вывод, что творчество трактуется философом как онтологически присущая человеку деятельность, характеризующая его одновременно как творческого объекта и творческого субъекта, позволяющая преодолеть «мирское» и возвыситься до положения Бога.

Способность анафонических конкретизаторов раскрывать смысловой потенциал деривата-темы творчество, определяя основные направления индивидуального ассоциативного развертывания замысла личности, составляет их дискурсивную функцию. Ее осуществление обусловлено способностью доминантных представлений участвовать в тема-рематической организации дискурса. Например, содержание анафонического суждения творческий акт конкретизируется посредством следующих перифраз: творческий актконкретизируемое ! то, в чем сотворилось небывалое; то, что сотворилось не из природы творящего, через убывание сил творящего, а из ничего; то, что продолжается в тварном бытии, в человеке подобном Творцуконкретизаторы.В свою очередь выражение творческий акт участвует оформлении такой темы, как «тварное бытие»: это бытие, на котором лежит печать творческого акта и т.д.

Текстовая значимость осно́вной анафонии реализуется при осуществлении конкретизаторами линеарного развертывания авторского замысла, обеспечении локальной связности текста, а также усилении выразительности и изобразительности. Так, идея непрерывной динамичности бытия в высказывании «Творческая философия сознает динамичность тварного бытия. Тварное существо вечно продолжает твориться, в нем нет границ для творческого процесса, оно не статично, оно не замкнутая данность» [Бердяев 2002: 128] оформляется посредством межфразового повтора – зеркального отображения позиций повторяющихся перифраз – анадиплозиса (…тварного бытия. Тварное существо…), который усиливается эпанодосом, т.е. повторением анафонов в обратном порядке (Творческая философия сознает динамичность тварного бытия. Тварное существо вечно продолжает твориться…), и сочетания созвучных конкретизаторов, которые создают так называемую «этимологическую фигуру» (Тварное существо вечно продолжает твориться, в нем нет границ для творческого процесса…).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector