Учебная практика направлена на формирование будущего специалиста и поэтому основное назначение практики в учреждениях социальной защиты населения состоит в переходе от учебной ситуации, где элементы практики вводятся в форме ролевой игры, задач или моделирования определенных ситуаций, к реальной обстановке. Во время прохождения учебной практики студенты имеют возможность пробовать себя в деятельности под руководством опытных наставников. Учебная практика позволяет закрепить знания, полученные студентами в процессе обучения, а также развить умения, навыки и овладеть передовыми методами. Учебная практика способствует формированию у будущего специалиста профессиональной направленности, мотивации, профессионально личностных качеств (добросовестность и пунктуальность, толерантность, чувство ответственности, уважение к профессии и профессиональной деятельности), профессионального самосознания (идентификации с профессиональной деятельностью). Учебная практика помогает студентам соотнести теоретические знания с реальной действительностью.
Цели учебной практики:
- познакомиться с современным состоянием социальной работы в учреждениях социальной защиты населения.
- освоить методы социальной работы с различными категориями населения.
Основными задачами учебной практики являются:
- ознакомиться с содержанием деятельности учреждений социальной защиты населения и направлениями их работы;
- изучить опыт работы специалиста одного из отделов учреждения социальной защиты населения (проанализировать деятельность специалиста по социальной работе / социального работника);
- ознакомиться с формами и методами социальной работы в учреждении социальной защиты населения;
- принять участие в деятельности соответствующего учреждения, его отдела;
- принять участие в оказании того или иного вида помощи клиенту;
- использовать теоретические знания и практические умения в конкретных условиях предстоящей профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
Требования к уровню освоения содержания практики
По результатам практики студенты должны знать:
- структуру учреждения социальной защиты населения;
- нормативные документы, которыми руководствуется специалист в своей работе в учреждении социальной защиты населения и уметь использовать их в работе;
- формы и методы социальной работы в учреждении социальной защиты населения;
- этические принципы оказания помощи;
- потребности клиентов учреждения социальной защиты населения;
- технику безопасности на рабочем месте.
По результатам практики студенты должны уметь:
- применять знания этических принципов оказания помощи в работе с клиентами и сотрудниками учреждения социальной защиты населения;
- составлять документы, сопровождающие реализацию предоставления социальных услуг;
- устанавливать деловые отношения с клиентами учреждения;
- организовать личный уход за клиентом учреждения социальной защиты населения;
- оказать срочную помощь;
- выявлять информацию и подбирать соответствующие факты для составления социальной истории клиента, выявления его особенностей и потребностей;
- проводить диагностические, консультативные, коррекционные и профилактические мероприятия.
По результатам практики студенты должны владеть навыками:
- Составления документов, сопровождающих реализацию предоставления социальных услуг;
- Оказания срочной помощи;
- Проведения диагностических, консультативных, коррекционных и профилактических мероприятий.
Структура практики: продолжительность учебной практики — 2 курс (4 семестр) 2 недели; 3 курс (6 семестр) 2 недели.
Продолжительность работы – 6 часов в день — определяется Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства образования РФ от 25.03.03 № 11 54.устанавливается руководителем базы практики.
Студенты дневного отделения проходят практику в учреждениях, определенных вузом; студенты заочного и очно-заочного отделений – по месту своей работы, если они удовлетворяют вышеперечисленным требованиям, либо в учреждениях социальной защиты населения.
Критерии оценки результатов практики.
Результаты практики оцениваются в виде дифференцированного зачета (с выставлением отметок). При этом учитывается:
- Содержание записей в дневнике и аккуратность его ведения;
- Качество отчета выполнения заданий учебного пособия;
- Оценка руководителя базы практики;
- Выступление на итоговой конференции.
«Отлично» – продемонстрировал знания и умения в соответствии с требованиями к уровню освоения содержания практики.
«Хорошо» – студент не достаточно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями к уровню освоения содержания практики.
«Удовлетворительно» – слабо владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями усвоения содержания практики, имеет недостатки в отчетной документации, допускал нарушения учебной дисциплины,
«Неудовлетворительно» – не владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями к уровню освоения содержания практики, не владеет профессиональной терминологией, допускал дисциплинарные нарушения.