Вопросы, возникающие при проведении проверок организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах

В Федеральный закон N 244-ФЗ  «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», который  регулирует правила проведения азартных игр,  были внесены изменения 22.04.2010 Федеральным законом N 64-ФЗ, ужесточающим   требования к организаторам тотализаторов и букмекерских контор

В целях защиты прав участников азартных игр Законодатель  увеличил число требований, предъявляемых к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Организаторы таких игр должны соответствовать  следующим новым требованиям:

— учредителями, помимо РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, не смогут быть еще и лица, имеющие судимость за экономические преступления либо за преступления средней тяжести, а также тяжкие или особо тяжкие преступления;

— Размер  чистых активов должна составлять не менее 1 млрд. руб. вместо 100 млн.  руб. ранее.

— введен минимальный размер уставного капитала 100 млн. руб.; В оплату такого уставного капитала могут быть внесены только денежные средства. Для формирования такого уставного капитала не могут быть использованы заемные денежные средства.

— ведение деятельности будет возможно только при наличии банковской гарантии исполнения обязательств перед игроками на сумму не менее 500 млн. руб. при этом Гарантом, предоставившим банковскую гарантию, может быть только банк, имеющий лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций.

Отмечаю, что на действующих организаторов азартных игр новые нормы будут распространяться только после истечения срока действия их лицензий.

Слайд 3

— появилась обязанность предоставлять ежегодно налоговому органу сведения о лицах, которые имеют голосующие акции или долю в уставном капитале этого организатора азартных игр в размере не менее 10 процентов и соответственно прямо и (или) косвенно могут оказывать существенное влияние на решение вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания учредителей (участников) этого организатора азартных игр, а также документы, подтверждающие указанные сведения. Состав и порядок предоставления указанных сведений и документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

— необходимо также ежегодно проводить обязательный аудит своей бухгалтерской отчетности.

-копии документов подтверждающих размер и источники происхождения уставного капитала

Сведения и документы, указанные в пунктах 5 и 6 являются обязательными приложениями к бухгалтерской (финансовой) отчетности организатора азартных игр, на это необходимо обратить внимание, начиная с отчетности за 2010 год.

Слайд 4

На слайде приведены виды проверок соблюдения лицензионных требований

———————————

Надо учитывать, что  Проверку достоверности сведений, предоставление которых предусмотрено законом, проводит налоговая служба, а  Организатор азартных игр несет ответственность за полноту и достоверность указанных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган — налоговая служба руководствуется Положением о лицензировании деятельности букмекерских контор и тотализаторов, которое регулирует вопросы получения лицензии букмекерскими конторами и тотализаторами. Рассмотрение заявителя рассматривается в два этапа: в центральном аппарате отделе лицензирования и контроля в сфере госрегулируемых видов деятельности и налоговом органе по месту нахождения соискателя лицензии и его обособленных  подразделений, которые он должен зарегистрировать по каждому месту осуществления своей деятельности.

Особое внимание хочу обратить на проверку, которую проводят территориальные органы по поручению ЦА.

Слайд 5

На слайде приведены лицензионные требования

Остановлюсь на проверках планов помещений игорных заведений, к которым относятся букмекерские конторы и тотализаторы. Необходимо внимательно проверять документы, указывающие  на каком законном праве принадлежат эти  помещения, в которых фактически занимаются организацией заключения пари, что имеет непосредственное отношение к деятельности вышеназванных игорных заведений и все ограничения указанные в статье 15 закона 244-ФЗ.   При этом в планах пунктов приема ставок должны указываться зоны обслуживания участников пари и служебная зона и зона установки букмекерской кассы.

.

 Хотелось бы отдельно остановиться, на постановке на учет кассы букмекерской конторы. В соответствии с главой 29 налогового кодекса каждый организатор азартных игр осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнес платит налог на игорный бизнеса с объекта налогообложения — касса букмекерской конторы.

Слайд 6

Лицензионный контроль.

При проведении лицензионного контроля необходимо учитывать, что он проходит в рамках 294-ФЗ. На 2011 год утвержден план проверок букмекерских контор согласованный с органами прокуратуры. При этом надо учитывать, что одновременно проверяются все обособленные подразделения организатора игр, поэтому на территориальный орган, у которого стоит на учете юридическое лицо должно  получить от  всех территориальных органов,  в которых стоят на учете обособленные подразделения фамилии сотрудников, которые будут принимать участие в проверке для вынесения решения о проверке. После проведения контроля территориальные органы должны оперативно предоставить акт проведения проверки для обобщения и при выявлении нарушений лицензионных требований составить протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.1 КоАП. Прошу учитывать сложность и оперативность работы, так как   букмекерская контора может иметь от несколько десятков до нескольких сотен обособленных подразделений.

В дальнейшем при лицензионном контроле особое внимание надо обращать на грубые нарушения лицензионных требований. За них лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и предпринимательскую деятельность на срок до 90 суток или наложить административный штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. на юридических лиц. Штрафы за другие (негрубые) нарушения лицензионных условий меньше — от 30 000 до 40 000 руб. на юридических лиц (п. п. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ). Если обратиться к п. 5 Положения, то можно заметить, что большинство нарушений лицензионных требований для организаторов игорного бизнеса являются грубыми в соответствии с изменениями внесенными в Положение Постановлением Правительства от 24.09.2010 №749.

Слайд 7

Налоговые органы  смогут применить ст. 14.1 КоАП РФ, которой установлены штрафы за отсутствие лицензии у организации или нарушение лицензионных требований.

Разделить пункты 2 и 3,4

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Слайд 8

Арбитражная практика

Рассмотрим несколько решений судов различного уровня

По п2.ст. 14.1

Очень примечательным явилось для налоговых органов Определение ВАС РФ от 30.09.2010 ( N ВАС-9174/10 по делу N А31-8793/2009)

В ходе проверки соблюдения требований законодательства по организации и проведению лотерей и азартных игр, проведенной инспекцией 28.10.2009 по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 22, установлено: прием ставок на результат и событие спортивных соревнований и состязаний осуществляет предприниматель (являющийся агентом) на основании договора заключенного с товариществом с ограниченной ответственностью «Букмекерская контора «Гол+Пас» (Республика Казахстан; далее — товарищество, принципал); организатором азартных игр выступает вышеуказанное товарищество, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, работником которого предприниматель не является.

Инспекция (г. Кострома) сделала вывод о том, что фактически деятельность по проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии) осуществляет предприниматель

Вывод суда в пользу налоговых органов в следующем

В статье 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ содержится положение о том, что организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.10.2006 N 441-О указал на то, что приобретаемое на основе лицензии право осуществлять определенный вид деятельности обусловливает персонифицированный характер лицензии, означающий, что лицензируемая деятельность всегда должна выполняться только лицензиатом. В противном случае, а именно при передаче возникшего в силу лицензии права на осуществление конкретного вида деятельности другому лицу, утрачивается смысл лицензирования.

Таким образом, действия предпринимателя, не имеющего лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и не состоящего с организатором азартных игр в трудовых отношениях, но фактически осуществляющего такой вид деятельности содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

 

По п.3 и 4 ст. 14.1

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.10.2010 по делу N А65-5659/2010

 

Наличие в городе Москве сертифицированного аппаратно-программного комплекса «Букмекер» не ограничивает возможность осуществления букмекерской деятельности ответчика только в г. Москве. Компьютерное программное обеспечение в кассах букмекерской конторы, расположенных в других городах, позволяет принимать ставки и выплачивать выигрыши по месту нахождения игроков. При этом, вся компьютерная сеть ответчика, имеющая доступ к программному обеспечению общества, должна рассматриваться как специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш.

В связи с отнесением законодателем деятельности по организации и проведению азартных игр к лицензируемым видам деятельности, к организациям, осуществляющим данный вид деятельности, предъявляются повышенные требования. Одним из требований является контроль мест осуществления деятельности и порядок получения организациями денежных средств от игроков.

Законодатель специально предусмотрел понятие кассы букмекерской конторы (п. 19 ст. 4 Закона), обязательное указание места осуществления деятельности в лицензии (п. 9 ст. 4 Закона) и регистрацию кассы букмекерской конторы в налоговом органе (ч. 2 ст. 366 Налогового кодекса РФ).

Вопреки выводам суда первой инстанции и позиции общества факт того, что обособленное подразделение общества, поставленное ответчиком на налоговый учет вне своего местонахождения, не обладает признаками кассы тотализатора или букмекерской конторы, не свидетельствует о том, что организатор азартной игры не обязан выполнять указанные в п. 9 ст. 4 ФЗ от 29.12.2006 N 244-ФЗ лицензионные требования об обязательном указании в лицензии или приложении к ней количества и мест филиалов или иных мест осуществления названной деятельности.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 N 09АП-4603/2010-АК по делу N А40-167305/09-154-1141

Осуществление лицензируемой деятельности вне указанных в лицензии и приложении к ней мест, а также использование касс букмекерской конторы, не зарегистрированных в налоговом органе, являются грубым нарушением лицензионных требований и условий, влекущим за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ букмекерской конторой является игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр.

Пункт 15 той же статьи Закона определяет тотализатор как игорное заведение или часть игорного заведения, в котором организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ не содержит понятия пункта приема ставок (платежей), расположенных вне мест букмекерских контор и тотализаторов, деятельность которых связана с проведением азартной игры, и не предоставляет организатору азартной игры полномочия осуществлять эту деятельность в местах, не указанных в соответствующей лицензии и приложении к ней.

Постановление ФАС Московского округа от 06.08.2010 N КА-А40/8634-10 по делу N А40-167305/09-154-1141

В удовлетворении заявления о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности по организации азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресу, который отсутствует в лицензии, отказано правомерно, так как административным органом пропущен установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности.

9) лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах — документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.10.2010 по делу N А65-5659/2010

В рассматриваемом случае ИП Сапаров Д.С., не имея лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, фактически осуществляет такой вид деятельности.

В части 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии.

Факт осуществления предпринимателем игорной деятельности по приему ставок и выплате вознаграждений по результатам спортивных состязаний, то есть связанной с организацией и проведением азартных игр без наличия на то специального разрешения, подтверждаются представленными инспекцией доказательствами.

Довод предпринимателя, поддержанный судами, о том, что деятельность осуществляется на основании агентского договора, является несостоятельным.

Законодательство Российской Федерации об организации и проведении азартных игр не содержит понятия «организация пунктов приема и выплат платежей», не предусматривает заключение агентских договоров на организацию и проведение азартных игр с другими юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), а также не предусматривает осуществление лицензируемой деятельности вне адресов места нахождения игорного заведения, указанного в лицензии (приложения к лицензии).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector